|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XXI века
Анализ рассказа Андрея Волоса «Калитка» (Литература XXI века)Рассказ писателя Андрея Волоса «Калитка» наполнено чувством одиночества, безысходности. По прочтении произведения остается грустное впечатление. Жанр произведения — рассказ, о чем свидетельствует небольшой объем, ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия. Композиция рассказа линейная. Повествуется о пожилом человеке и описывается один из его дней. Однако временные рамки раздвигаются воспоминаниями главного героя о своей умершей жене и прошлом, а также мыслями о будущем, как когда-нибудь он тоже займет место на кладбище рядом с ней. В рассказе можно выделить следующие стадии развития действия: экспозиция – описание квартиры главного героя и воспоминания о жене; завязка — сборы на кладбище; кульминация – мольба героя перед памятником своей жены; развязка — уход с могилы, понимание того, что калитка бесполезна. В рассказе автор затрагивает темы одиночества, смысла жизни и любви. Поднимаются такие проблемы, как одиночество в пожилом возрасте, бессмысленное существование, привязанность к супруге. Главный герой живет один «в тесной квартирке». В рассказе не упоминается, есть ли у этого пожилого человека друзья или родственники, с которыми он общается — следовательно, герой одинок. Его жена Маша умерла, и он бессмысленно доживает остатки своих дней, не имея больше целей. «Перспектива» быть похороненным возле жены на кладбище «ему нравится». Герой скучает по жене. Два раза в год он ездит на кладбище, чтобы привести в порядок могилу Маши. Делает он это, потому что за все годы брака привык быть рядом с женой и таким образом он создает иллюзию того, что она жива, даже разговаривает с ее могилой, воображая, что Маша слышит его. Есть ли в этом проявление «вечной любви», тоске по умершему любимому человеку? Скорее, нет: это привязанность, которая появилась в течение совместной жизни. Автор не упоминает о сильной и страстной любви между этими людьми: конечно, был общий быт и дочь, но любви не было. Систему образов составляют пожилой мужчина и его умершая жена. Эти образы противопоставлены. Главный герой показан и при жизни Маши, и после её смерти неряшливым и не умеющим вести быт («Бывало, возьмется лампу перевесить… в квартире разгром, лампа на прежнем месте, муж храпит на диване»). Его жена показана хозяйственной, аккуратной («на рынок Маша пошлет в воскресенье за картошкой, и то: в прихожей уже сумка стоит и кошелек с деньгами под расчет с самого верху»). Главный герой беспомощен без жены. Также автор не дает имени пожилому человеку: с одной стороны, это показывает его несамостоятельность и непримечательность, а в другой — собирательность образа, изображает жизнь многих пожилых людей, оставшихся без супруга или супруги. Чтобы приблизить ситуацию к повседневности и обыденности, автор использует разговорную лексику — «потыркается», «нету», «лупит», «тыщу», «разжульканная», «оглоеды», «балбесы» и другие. Интерьер квартиры полностью характеризует пожилого мужчину: везде мусор и ненужные вещи, наваленные друг на друга, а попытка найти что-либо в своем же доме заканчивается неудачей. Такова и судьба главного героя: нагроможденные друг на друга воспоминания и «никчемные обрывки и лоскутки» жизни, по которым не скажешь, «счастлив был их владелец или нет». Герой, так же, как и не может найти нужную ему вещь в доме, не может найти смысла в этой груде событий: армия, завод, профком, брак, ребенок. Проблема потери смысла жизни поднимается и в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». У Степана Плюшкина тоже некогда была жена, но после ее смерти дом опустел и превратился в склад бесполезных вещей. Плюшкин так же бесцельно живет, не имея цели в жизни. Однако он не скучает по своим родным: ни по умершей жене, ни по детям, с которыми он не общается. Герой рассказа «Калитка» всё же тоскует по Маше. В то время как герой едет в автобусе, за окном сменяются картинки: многоэтажные дома, парк, улицы. Но пожилой мужчина уже не обращает внимания на течение жизни вокруг себя и не замечает изменений. Когда герой приходит на кладбище на могилу своей жены, он бросается к памятнику на колени и начинает молить: «Не бросай ты меня, ради бога! Не оставляй ты меня, Машенька! Ну сама подумай, как я тут без тебя буду?..» Действительно, как будет жить главный герой без своей жены, когда самостоятельно в жизни сделать ничего не может? Его плач и мольба подобны слезам маленького ребенка, которого мать оставила дома одного, чтобы отлучиться в магазин. Главный герой остался один в своей квартире и не может о себе позаботиться. Проблема беспомощности в браке затронута и в последней сцене драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Когда Катерина умерла, её мужа Тихона охватил страх: она оставила его одного с «тёмным царством», и Тихону в одиночку придется жить и терпеть гнёт Дикого и Кабанихи. Тихона не печалит то, что Катерина мертва, его лишь пугает, что она ушла и больше не сможет защитить его. В произведении большое значение имеет такой символ, как калитка могилы жены пожилого мужчины, который вынесен в название рассказа. Калитка символизирует жизнь главного героя. Это граница между мирами живых и мертвых. С одной стороны, герой ещё жив: он дышит и передвигается. С другой стороны, он уже умер душой и не видит больше смысла в своем существовании. Закрывая калитку, герой размышляет о ней и считает ее «никчемной», «бесполезной» — таким образом, он делает проекцию на свою жизнь. Главный герой делает вывод, что проще перешагнуть через ограду — умереть. Авторская позиция выражена лаконично в одном из предложений: «…Кроме тусклого состояния совершенной никчемности ничего на свете не бывает и быть не может». Идея заключается в том, что на закате лет жизнь теряет смысл, когда нет ни цели, ни близких людей рядом. Таким образом, рассказ Андрея Волоса «Калитка» определённо заслуживает внимания читателей. Это произведения заставляет задуматься над важными философскими вопросами о смысле жизни, одиночестве и любви, пробуждает эмоции и чувства. Обновлено: Опубликовал(а): Диана А. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|