|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XXI века
Анализ рассказа «Литература» Елены Долгопят (Литература XXI века)«Литература» — прекрасный рассказ современной писательницы Е. О. Долгопят. Основная идея заключается в том, то углубиться в литературу можно только опираясь на жизненный опыт, ведь именно так мы можем лучше узнать персонажей, их поступки и прочувствовать их внутренний мир. Сюжет можно разделить на 5 частей: разговор с официанткой об учительнице, лирическое отступление о поезде, поездка, метро и в гостях у Анны Васильевны. Исходя из этих частей можно рассмотреть одно из действующих лиц — Фёдора. Он настоящий человек, который находится в постоянном развитии, не зная кем он всё-таки является. В первой части он предстает перед нами очень добрым, заботливым человеком, который жалеет учительницу, вспоминая о её жизненных трудностях, мальчика Колю, уснувшего навсегда. Но все меняется в третьей части. Федор становится другим в один миг. Теперь, как бы он ни жалел учительницу, он готов отправить её одну гулять по Москве. Он не думает о том, что с ней может случится в таком огромном городе, а просто дает ей деньги. Он хочет казаться благодетелем, который помог старушке, хотя сам бросает её, думая лишь о себе. Ещё одним подтверждением перемены Федора в худшую сторону может являться то, что он совсем забыл о Прасковье Гавриловне. В этот момент он является неким проводником, который видит в людях лишь пассажиров, не обращая внимание на истории людей, их живую натуру. Также он не понимает музыки в метро. Это странно, ведь музыку нельзя понять, её можно только услышать, тем самым найдя некий отклик в своей душе. Это «непонимание», искусственность Федора и его нежелание вслушиваться, приближает героя к низкому, равнодушному материальному миру, к которому относится большинство людей (это подтверждают слова автора, когда она говорит о том, что «слушателей было немного, люди спешили и только косились на музыкантов» — совсем маленькая часть людей принадлежит к доброму, духовному миру). Но вдруг все снова меняется, в пятой части Федор снова становится человеком. К тому же в тексте есть такая деталь, как то, что Федор не помнит своего детства. Это практически невозможно, ведь детство = это игры, веселье, позитивные моменты и взгляд на мир через розовые очки. То, что он не помнит детства значит, что его жизнь — одна черная, замкнутая картина, состоящая из ежедневно повторяющихся моментов. Одним из главных конфликтов является противостояние реальных жизненных историй и книжного описания жизни. Так, Прасковья Гавриловна приближает литературные рассказы к реальности, чтобы заинтересовать детей героями, живущими среди них. Эти истории характеризуются правдивостью и глубоким смыслом, но при этом легкостью и искренностью. Таким историям уделяется особое место в рассказе. Для начала история про мальчика Колю, который видел чудесные сны, и в этих снах ему было так хорошо, что он перестал хотеть просыпаться и уснул насовсем. Сначала эта история может показаться странной и жуткой, но на самом деле она очень трагична. Во снах мальчик видел яркую, чудесную иллюзию того, что он хотел видеть в жизни, но реальность была совершенно противоположной, из-за чего мальчик и остался «жить» во сне. Эта история содержит в себе конфликт несоответствия мечты и реальности. Второй историей является рассказ о девочке, которая надеется на свое выздоровление. Так, речь идет о пустоши в лесу за Уралом, где наблюдаются паранормальные явления. Происходит противопоставление науки и веры. Отец девочки — учёный, должен выяснить причины светящихся шаров, зеленых теней и сонных пятен, а девочка и её мама — верующие, убеждены в силе этого места, которая поможет доброму человеку выздороветь. Девочка — воплощение доброты, милое, хрупкое создание, которое совсем не заслужило болезни. Она даже не признает своей доброты, говорят, что она злая, но на самом деле именно очень добрые, душевные люди никогда не будут говорить о своих добрых делах и качествах, преувеличивая их. Третьей историей является рассказ о молодой паре, раскрывающий проблему влияния родителей на ребенка. Так, молодой человек избалован, ему стоит ждать сентября, чтобы начать учиться, но в это время он не идет работать, не занимается делом, не помогает родителям, а лишь спит, ест, а в оставшееся время играет в карты и выпивает. Один раз он задолжал денег и его жена решает помочь мужу украсть деньги у его родителей. После её поимки с поличным, мать выгоняет сына из дома. Так и проходит жизнь отца, матери, сына и его жены в несчастье. Таким образом, вещизм разрушает личность, а лишнее свободное время становится причиной ужасных последствий. Что же касается книжного описания жизни? Оно характеризуется строгостью, шаблонностью и отсутствием натуральности, духовности. Так, сюда можно отнести школу, проводника в поезде и, конечно, Анну Васильевну. Она молода, дает уроки шаблонно и считает себя «сверхчеловеком» (по теории Раскольникова из произведения «Преступление и наказание»). Она самоуверенна и считает, что знает свое дело лучше других, хотя у неё совсем мало жизненного опыта. Она всегда находится в образе идеального преподавателя, который никогда не расслабляется и является учителем даже дома. Несмотря на противостояние реальных жизненных историй и книжного описания жизни, они соединяются в неком компромиссе, когда Прасковья Гавриловна замечает интерес Анны Васильевны к её историям и у неё появляется надежда, что когда-нибудь та будет преподавать уроки на её примере. В итоге Анна Васильевна принимает истории Прасковьи Гавриловны и понимает значимость жизненного опыта над шаблонностью. Но к сожалению есть и те, кто не принимает эти истории: школа, в которой уволили Прасковью Гавриловну и Федор, который говорит о том, что время прогулки вышло, хотя при желании он мог предложить учительнице встретиться ещё раз. Таким образом, он так и не дошел до духовности и натуральности, его поглотила и погубила реальность, сделав одним из многих, из тех, кто считает время, совершает поступки только ради своих интересов, чтобы казаться хорошим благородным человеком в глазах других. В этой ситуации его очень жалко. На основе этого конфликта, композиционно рассказ можно разделить на две части: непринятие жизненных историй и принятие их и человека с жизненным опытом. Также, говоря о сюжете: экспозицией является ресторан и встреча Фёдора с Прасковьей Гавриловной, завязкой — предложение поехать в Москву, кульминацией — принятие «жизни» шаблонностью (момент, когда женщины в автобусе рассказывали историю Прасковьи Гавриловны и говорили о ней, как о реальном случае), развязкой — эпизод, в котором Прасковья Гавриловна просит книгу о Федоре в библиотеке. Временной отрезок, в который случаются события рассказа примерно 1, 5 дня, но они наполнены «мощными» событиями. Время в буквальном смысле — день, ночь, утро… Но также есть неописанное, буквальное — это время историй Прасковьи Гавриловны, а также определение истинных жизненных принципов Фёдора, отказ или принятие историй Прасковьи. Пространство, представленное в рассказе, очень разнообразно. Начиная от чего-то маленького, замкнутого, связанного с ненатуральным, книжным миром — комнаты, вагон поезда и заканчивая чем-то огромным —миром и Вселенной. Также особое пространство — метро, которое является чем-то переходным между реальной жизнью и книжным описанием мира, ведь в нём встречаются представители обоих миров, поэтому оно и описано с одной стороны как обычное метро (очереди, бесконечная череда лиц, сводчатый потолок, окошки), а с другой стороны что-то душевное (музыканты в белых рубашках, с бабочками, любезность Прасковьи Гавриловны и чудесная музыка). Систему образов составляют люди принимающие Прасковью Гавриловну, люди, не принимающие эти истории и те, кто еще не определился (например, такие как Федор). Художественные средства играют важную роль в рассказе. Так, белая пудра становится причиной бледности Прасковьи Гавриловны, она выглядит будто покойник, который ещё что-то оставляющий после себя, но уже находящийся одной ногой в могиле. Книги — искусственные сочинения, шаблонные и официальные, не затрагивающие сердце и душу человека. А поезд — целая Вселенная, в которой человек не представляет ничего из себя, может существовать лишь в группе (беженцы, дачники, коллеги, богачи, студенты…), чтобы быть хоть кем-то. Подводя итоги, могу сказать о том, что искренность, выражение своего мнения, опора на жизненный опыт намного важнее и ценнее шаблонности и устоев. Обновлено: Опубликовал(а): Яна Сурыкина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|