|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по русскому
Что представляет собой сущность человека и его духовная часть Кто ты? — (2)Человек. — (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других? — (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный. (ЕГЭ по русскому)**Сочинение** Проблема взаимосвязи совести и души, поднятая Л.Н. Толстым, заставляет задуматься о природе человеческой сущности. Автор текста размышляет о том, что духовное начало в человеке неразрывно связано с совестью, которая выступает его главным ориентиром в жизни. Позиция Толстого заключается в том, что совесть — это «голос того единого духовного существа, которое живёт во всех». Писатель утверждает, что в каждом человеке сосуществуют два начала: телесное, подчиняющееся инстинктам, и духовное, выраженное совестью. Последнее, по мнению автора, является истинным мерилом добра и зла, направляющим человека на верный путь. Чтобы обосновать свою точку зрения, Толстой приводит яркие примеры-иллюстрации. Во-первых, он сравнивает совесть со стрелкой компаса: «Совесть… действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает». Этот образ подчеркивает, что совесть молчаливо сопровождает человека, но резко реагирует на его нравственные отклонения, указывая на ошибки. Автор поясняет: даже если страсти заглушают внутренний голос, совесть остается «спокойным и упорным» ориентиром, напоминая о вечных ценностях. Во-вторых, Толстой противопоставляет «слепого, телесного» человека «зрячему, духовному». Он пишет: «Один — слепой человек — ест, пьёт, работает… как заведённые часы. Другой — зрячий, духовный человек — одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек». Здесь автор акцентирует, что духовная сущность, воплощенная в совести, не участвует в повседневных действиях, но оценивает их с позиции добра. Этот пример детализирует предыдущий: если сравнение с компасом объясняет функцию совести, то противопоставление двух начал раскрывает ее природу как части «единого духовного существа». Смысловая связь между примерами основана на пояснении. Первая иллюстрация метафорически описывает роль совести, вторая — конкретизирует ее место в структуре человеческой личности. Вместе они формируют целостное представление о том, что совесть — не внешний регулятор, а внутренний голос, отражающий духовную сущность человека. Я полностью согласен с позицией Толстого. Действительно, совесть — это проявление высшего «я», которое не зависит от сиюминутных желаний. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, совершив убийство, не находит покоя именно потому, что его совесть, вопреки рациональным оправданиям, не позволяет примириться с преступлением. Этот пример подтверждает, что духовное начало, даже заглушенное, остается «тихим, спокойным и упорным» судьей человеческих поступков. Таким образом, Толстой убедительно доказывает: совесть — это не абстракция, а живое проявление души. Она связывает человека с вечными нравственными законами, напоминая, что истинное добро рождается не из внешних правил, а из глубины духовного существа, общего для всех людей. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|