|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ рассказа А. Приставкина «Фотографии» (Литература XX века)Автобиографический рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии» был написан в 1993 году и посвящён отклику Великой Отечественной войны в жизни семьи фронтовика. На фоне жестоких внешних условий в произведении поднимается тема памяти и семейных ценностей, о которых человеческое общество склонно периодически забывать, и именно на них концентрирует внимание читателя автор. В подтексте рассказа он призывает людей ценить то, что они любят, ведь никогда нельзя предугадать следующий жизненный поворот — нажитых годами счастья и достатка можно лишиться в один миг, и это слишком высокая цена для того, чтобы пренебрегать ими. По прочтении произведения остаётся приятное и вместе с тем немного грустное впечатление, в последних словах главного героя чувствуется трагизм, несправедливость судьбы, выпавшей на его долю. «Фотографии» — рассказ о детях, брате и сестре, которые в период войны лишились самых близких им людей, и сумели при этом не упасть духом, сохранив в себе внутренний оптимизм и умение дорожить тем, что у них есть. Произведение названо так неслучайно: именно фотографии, где они с семьёй в прежние времена были все вместе, помогают им пережить обрушившееся на них одиночество. Снимки — это своеобразный символ прошлого, память, которая позволяет им выжить в окружающей их суровой обстановке. «Теряя» их, рассказчик как бы старается жить сегодняшним днём, возвращается к реальности, где нет места сентиментализму и жизнь требует действия. Композиция произведения концентрическая: один и тот же эпизод с рассматриванием фотографий в ходе повествования повторяется четырежды, и с каждым разом вкладываемый в него смысл приобретает новые оттенки, подводя к главной мысли рассказа: нужно хранить память, ничего и ничто не должно быть забыто, а особенно то, что касается наших родных и близких. Разглядывать фотографии — почтенная традиция для рассказчика и его сестры. Снимки напоминают им о том, что они не одиноки, что где-то их ждут близкие люди, которых они горячо любят и которые любят их, и это позволяет им хоть в какой-то степени чувствовать себя счастливыми среди негостеприимных условий детского дома: в здании «холодная спальня», окна забиты подушками, которые в морозные дни покрываются «пышным инеем», мёрзнут кончики пальцев. К слову, стиль письма автора не отличается особой описательностью, всё сказано чётко и «по делу», поэтому и деталей, позволяющих полноценно судить об общей картине, известно не так уж и много. В первом эпизоде, когда главный герой с сестрёнкой разглядывают фотографии, у ребят ещё живы их родственники и снимки в конвертике лежат в полном составе. По словам рассказчика, они показывал их девочке, «чтобы она не забывала родных», и в этом заключается мудрость и внутренняя зрелость мальчика — он понимал ценность памяти и важность духовного единства их семьи. Автор делает всё, чтобы его сестрёнка помнила о ней, знала, что у неё есть родители, и что семья вообще существует, однако в силу обстоятельств им приходится быть одним. И девочка действительно проникалась запечатленными на фотографиях событиями из жизни родных, это передаётся с помощью её повторов слов брата: «Болеет...», «Бьёт...», (с помощью многоточий передаётся задумчивость и «вовлечённость в процесс» сестрёнки) «Людочка и я!». Под впечатлением она даже хлопала в ладоши, и, быть может, снимки на какое-то время помогали ей забыть об их с братом беде. Во второй раз рассказчик проявил настоящее мужество и смекалку. Узнав о смерти матери, он не стал говорить об этом сестрёнке прямо — это могло морально травмировать её, а воспользовался более близким для детей её возраста методом: «Мама? Где же мама? Наверное, затерялась...». Так его «пропажи» снимков стали неотделимы от потери близких людей. Здесь же чувствуется трепет мальчика по отношению к сестре, он искренне переживает за то, как она отнесётся к этому, заботится о ней, подавляя собственную боль: «И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестрёнка...». Его заботливость передаётся и через слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («сестрёнка», «конвертик», «Людочка», «ладошки»), что придаёт повествованию оттенок лёгкости и непринуждённости. К следующему просмотру фотографий мальчику приходит телеграмма, оповещающая о смерти отца. В рассказе не сообщается о чувствах героев прямо, однако они скрываются в действии, за общими фразами вроде: «что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке». Это позволяет читателю самому примерить на себя испытываемые героем ощущения от такого ужасного известия, заставляет его внимательнее взглянуть на собственную жизнь: может, всё не так уж и плохо и он намного счастливее, чем считает себя на самом деле? Однако и здесь мальчик смог перебороть внутреннюю бурю чувств и, полный мужества и отваги, пришёл к сестрёнке, но уже без фотографий отца. Пожалуй, поступить таким образом было правильным и рациональным решением, поскольку девочка на тот момент была ещё совсем ребёнком (что заметно и по её вопросам: «Затерялся, да?», «Насовсем затерялся?» — она ещё искренне не понимает значение этих «потерь»), её испугала и расстроила простая потеря фотографии (эпитет «чистые испуганные глаза»), а от смерти папы и подавно могла остаться глубокая рана. В последнем эпизоде с рассматриванием фотографий затерялась тётя. На протяжении всего повествования образ тёти развивается, «эволюционирует» в речи рассказчика: «неплохая» — «очень хорошая» — «удивительная, замечательная» (развёрнутая градация). Так раскрывается одна из важнейших целей человеческого существования — умение ценить то, что имеешь. Чем меньше становится благополучие человека, тем больше он начинает присматриваться к обыденным вещам в его поиске. Рассказчик умалчивает о судьбе тёти: непонятно, отказалась ли она принять их с сестрой, или, как родители, умерла — впрочем, на тот момент для героев её не существовало бы в любом из данных случаев — этот человек был для них последней надеждой, которая, к сожалению, не оправдалась. Однако и теперь мальчик не потерял самообладания и с достоинством принял действительность так, как она есть: «Вот Людочка. А вот я. <…> Ведь нас очень много, правда?». У ребят нет никого, кроме друг друга — и от этого растёт величина значения, которое занимает каждый из них в жизни другого. Таким образом, на примере истории оставшихся полными сиротами детей рассказ учит мужеству, оптимизму, бережному отношению к близким, сохранению памяти о них, коих зачастую так не хватает современному обществу. Жизнь единственна и неповторима, и всем, что мы пережили, нужно кровно дорожить, ведь это — составляющие её уникальную картину части. Обновлено: Опубликовал(а): freedom of speech Внимание! Спасибо за внимание.
|
|