Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа В. И. Белова «Тёзки» (Литература XX века)

Рассказ В. И. Белова «Тёзки» относится к жанру деревенской прозы и обращается к традиционным и незыблемым ценностям. В этом произведении главной темой является духовное родство двух тёзок.

Экспозиция рассказа представляет собой описание сада, который в глазах читателя представляется каким-то волшебным неизведанным местом: «Это был небольшой сад, очень таинственный, безо всяких аллей, одни хитрые тропки ныряли под кроны и терялись в зарослях.» Толька встречает Анатолия Семёновича, который тоже выглядит как сказочный персонаж, случайно и даже пугается его, но эта первая встреча и положила начало их недолгосрочной, но крепкой дружбе.

Анатолий Семенович доброжелателен, это можно понять из его речевых характеристик (высказывания добрые, снисходительные, открытые, искренние): «Усы почему? Наверное, потому, что огурец мужского рода»; «Приходи, приходи, Петров» и т. д. Мужчина нашёл для себя спасение от одиночества в общении с мальчиком. Анатолий Семёнович был действительно одинок, «он жил один, почти за городом», из-за чахотки и отбытого срока в тюрьме с ним старались не контактировать, жена, учительница в классе Петрова, по всей видимости, ушла от него и не давала видеться с дочерью. И какая-то горькая, серьёзная задумчивость слышится в некоторых его фразах: «Ну, наконечник это ещё полбеды. Я вот другое подумал...»; «Да так, может, ещё ничего.»; «Никогда, смотри, не болей». Но он стремится жить, радоваться, будто чувствует скорую смерь: он испытывает единение с природой, выдумывая что-то вроде сказок, основанных на наблюдениях и образах животных из фольклора, и замечая каждую мелочь в окружающем его мире («Слышишь, как трава растёт?»). И в конце рассказа Анатолий Семёнович умирает не только от туберкулёза, но и от чувства забытости, от тоски по Тольке, по семье, по жизни. Со смертью Анатолия Семеновича сад перестаёт быть сказочным, становится угрюмым и чужим: «Теперь сад был совсем тихий. Он шумел от сентябрьского ветра. Влажные листья падали на грядки.»

Толька тоже почему-то сильно привязался к новому знакомому и, когда бабушка ругалась на него, его одолела обида тоже не только из-за агрессии бабки, но и потому, что он с нетерпением ждал новой встречи, которую ему пытались запретить.

Духовное родство, теза двух друзей прослеживается не только на уровне эмоциональной привязанности и открытости друг другу, но и на более конкретном — оба героя — тёзки, люди с одинаковым именем, и похожим внутренним миром. И Петров и Анатолий Семёнович тёзки не только в «формальном», но и «содержательном» плане — родственный души. Потому и оба в разлуке тоскуют, потому и Толька имеет навязчивую идею навестить своего приятеля, потому так мучительно Тольке, когда он узнает всё, когда понимает, что поздно.

Рассказ написан максимально простым языком, близким к повседневной речи, что говорит о том, что подобная ситуация — не вымышленная, а даже «народная», каждый из нас внезапно находил и так же внезапно терял друзей.

Рассказ разбит на две части, между частями создаётся яркая антитеза на лексическом и образном уровнях. При этом мир, в котором есть эта родственная душа, ярок и красочен, это можно заметить по обилию описаний и мотивам сказочности в первом, «летнем» фрагменте. Во второй же части совершенно сухо описываются обыкновенные бытовые ситуации, рутинные будни Петрова.

Всё, что связывает эти два фрагмента – сон с весёлым дроздом, который каждый раз становится неким сигналом к действию и Толька собирается навестить Анатолия Семёновича. Сам образ весёлого поющего дрозда, в которого каждую минуту может кинуть свою злую стрелу жаба, «рифмуется» с другом Петрова, которого то и дело настигают приступы раздирающего кашля, предвещая смерть.

Герои в этом рассказе походят на один из типов героев другого автора произведений деревенской прозы, Василия Шукшина. Некий «чудик» Анатолий Семёнович, говорящий о напряжённых отношениях мира природы, и Петров, верящий «чудику» и сам становящийся таковым. Но если у Шукшина его чудных героев ждёт, если не счастливый финал, что нечто нейтральное, позволяющее сохранить улыбку на лице, то у героев рассказа «Тёзки» происходит трагедия, которую вряд ли можно пережить — потеря родственной души.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.