|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ рассказа А. Грина «На досуге» (Литература XX века)В рассказе "На досуге" А. С. Грин обличает пороки мелких чиновников, прозябающих в судебной конторе и увязших в безнравственности. Именно через название автор передает всю глубину проблемы, которую затрагивает в произведении. Первым делом Грин говорит о скуке, царившей в в конторе, порождение которой — пустота человеческой души. "Человек не рожден для труда" — замечает автор. "Муха беспомощно барахтается в чернилах". Для главных героев — писаря и надзирателя — творящееся бесчинство всего лишь занятие "на досуге", в то время как для других это едва ли не то, от чего зависит жизнь. Представители чиновничества в "На досуге" — писарь и надзиратель. Автор создает их образы при изображения ярких деталей, средств художественной выразительности. О писаре он пишет "красное, телячье лицо с оттопыренными ушами", "белые, лошадиные зубы", а чтобы раскрыть его внутренний мир, прибегает к изображению "глубоких" мыслей героя: "То ли дело — вечер. На бульваре вспыхивают разноцветные огни. Аппетитно звякают тарелки в буфете и гуляют барышни". Становится понятно, что до мыслей о возвышенном, какой-либо ответственности в работе писарю далеко. Жизнь для него лишь "Хи, хи!.." да "Хе-хе!..". На работе он занимается лишь чтением чужих писем, не существует для него занятия увлекательнее, чем следить да насмехаться над жизнью и горем других. А. С. Грин также прибегает к изображению мыслей и надзирателя, раскрывая его образ более полно. Не о чем больше и думать герою, как о выгоде и погоне за быстрой наживой. "Да и опять в карман" — размышляет герой. Затем он также присоединяется к писарю. Так автор показывает глубину проблему, что в данной конторе нет ни единой надежды на благоразумие и воцарение морали. Иван Павлыч, надзиратель, лишь подливает масла в кострище конторы, делясь своими наблюдениями за страдающим человеком — Козловским. "В глазок сматривал, — продолжает Иван Павлыч, ехидно усмехаясь...", "Смехи!.. Раскричится, дрожит... "Сме-ехи!..". Примечательно и то, что писарю автору не дает имя, подчеркивая незначительность и типичность образа, а надзирателя наделяет даже отчеством, обращая внимание читателя на леденящий душу, чудовищной образ, потерявшего человеческий облик и малейшее понятие нравственности героя. На основе антитезы автор вводит в рассказ и положительных героев, и обыкновенных людей с их насущными проблемами. Основным противопоставлением безнравственности конторщиков являются Козловский и Катя. Страдающие в разлуке они имеют единственную частичку надежды — письма, которые так безжалостно читают писарь с надзирателем. В рассказе автор детально изображает образ Козловского, Катерины и их переживания. "Когда плачет, когда смеется. Потом, значит, начнет ходить и все мечтает..." — говорит надзиратель. И письмо Кати, написанное "нервным, женским почерком" — всё это позволяет А. С. Грину создать образы героев-антагонистов по отношению к чиновникам, живых людей с их болью и трудностями. Данная антитеза в композиции романа более ярко проявляется в кульминационный момент, когда из действия в самой тюремной конторе автор переходит к заключенному в душной камере Козловскому. Именно в этой части рассказа Грин подчёркивает как основную мысль всего произведения, так и названия. Автор обращает внимание читателя на то, как письмо, ставшее увлекательным занятием "на досуге" для писаря и надзирателя, является единственной опорой для Козловского и Кати. Возможно, именно в момент насмешек конторщиков, надежда героя даёт трещину. Также создавая художественное пространство, в котором происходит действие, автор подчеркивает одну важную деталь: "стоит невыносимая жара". Тем самым автор приближает атмосферу, царящую в тюремной конторе к преисподней, где водится самая настоящая дьявольщина — бездушные образы писаря и конторщика. Схожие мотивы звучат и в произведениях "Гоголя", например, в образе Чичикова, героя "Мёртвых душ". Таким образом, автор изображает утонувшую в безнравственности и лености контору, где нет места ни сочувствию, ни простой человечности. Обновлено: Опубликовал(а): Лунева Арина Александровна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|