|
Галерея помещиков как портрет уездного дворянства России по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)Поэму «Мёртвые Души», написанную русским писателем, Николаем Васильевичем Гоголем, с полным на то основанием можно называть справочником русской провинциальной жизни девятнадцатого века. Автору удаётся раскрыть всю сущность уездной помещичье-чиновничьей России. Гоголь в своём произведении предельно ясно показывает неправомерность и произвольность чиновничье-бюрократического аппарата, отмечает нелегкое положение простого народа, повествует о противоречиях современной ему русской действительности. Наиболее точно всё выше перечисленное передают образы помещиков — героев, занимающих одну из центральных ролей данной поэмы.
В «Мёртвых Душах» автор знакомит читателя с пятью помещиками: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Следует отметить, что у них большинство черт характера идентичны. Всё помещики неспособны к какому-либо труду и тратят значительное количество времени впустую, бездельничая. Гоголь расставляет этих героев по мере того, как усиливается мотив мертвенности, скупости, нравственного убожества.
Первым читателю предстаёт Манилов. На первый взгляд может показаться, что он является обходительным, сладкоречивым человеком, однако в его образе очень четко прослеживаются характерные черты бесхозяйственных и расточительных помещиков девятнадцатого века. Манилов мнит настоящим носителем духовной культуры, в то время как его рабочее место пребывает в полнейшем беспорядке, всё завалено кучками пепла, на книгах давно осела вся комнатная пыль. Его крестьяне измучены голодом, но Манилова это не особо тяготит, так как он занят уединенными размышлениями.
Следующей в сюжете произведения появляется Коробочка. Своим поведением, страстью к наживе и корыстью, она демонстрирует типичных мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Хотя Коробочке не составляет никакого труда запомнить имена всех крестьян, её умственный кругозор крайне ограничен. Сам автор отмечает тот факт, что она не видит "дальше собственного носа".
Третий помещик, Ноздрёв, сильно отличается от Манилова и Коробочки. Он всегда готов всё променять, проиграть, какого-то в чем-то обмануть. Язык его сам собой врет без всякой на то причины или выгоды, а его хвастовство переходит всякую меру. Хозяйство его полностью запущено, в нормальном состоянии находится только псарня. Доходы, получаемые от труда крестьян, он тут же тратит, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
Также следует упомянуть Собакевича — крепкого хозяина, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга, а вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят о нравственном одичании этого барина.
Последний помещик, что появляется в поэме, — Плюшкин. В его образе Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Около семидесяти крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни, чуть больше восьмидесяти умерли. Автор также подмечает, что Плюшкин и ему подобные помещики тормозили хозяйственное развитие России.
Таким образом, в «Мёртвых Душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, существовавшего в девятнадцатом веке, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса. Обновлено: Опубликовал(а): Калакутская Екатерина Андреевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|