|
«Мёртвые души» и галерея помещиков (Гоголь Н. В.)В 19 веке помещичье дворянство являлось основной политической силой в России. Помещики владели не только землей, но и людьми. Они были не образованы, глупы и алчны, их интересовало лишь личная власть, состояние и комфорт. Николай Васильевич Гоголь показал нам образ России тех времен с иронией и сатирой, благодаря чему он смог наиболее полно изобразить абсурд и произвол российской интеллигенции. Комедия «Мёртвые души» рассказывает нам историю одного коллежского советника – Павла Ивановича Чичикова, который желал обогатиться благодаря мошенничеству и обману. Этот человек был достаточно умён, он свободно ориентировался в обществе, владел нужной ему информацией и знал, как устроена помещичья жизнь. Чичиков прекрасно разбирался в людях и мог быстро найти общий язык с незнакомцами, что позволило ему по приезду в губернской город НН моментально завоевать доверие местных. Своей вежливостью он входил в доверие и к чиновникам, добиваясь их расположения к себе. Начиная со второй главы произведения, читатель вместе с Чичиковым отправляется в увлекательное путешествие по домам знатных и богатых представителей высших слоев общества – помещиков. Первым в списке «жертв» Чичикова был Манилов. Он был простым, добродушным человеком, много фантазировал и совершенно не думал о проблемах, ни к чему не стремился. Легкомыслие данного героя делало его еще более гостеприимным и непредусмотрительным. Чичиков бесплатно получает от него необходимые ему мертвые души крестьян и отправляется дальше. По дороге к Собакевичу, судьба направляет нашего героя к усадьбе богатой скупой старухи, живущей со своими крестьянами будто в своем отдельно существующем мире. Это была Коробочка. Через ее имя Гоголь олицетворяет символ накопительства, собирательства. Коробочка жила в аккуратном, крепком поместье, берегла свое хозяйство и хорошо относилась к своим подданным. Смысл ее жизни – накопить как можно больше денег. При любой возможности она стремилась к собственной наживе, поэтому сразу же вступила в спор с Чичиковым насчет цены за мертвых крестьян, ведь ей было важно не продешевить. Поторговавшись, она продает Павлу Ивановичу души, и он продолжает свой путь. Встретившись с Ноздревым, очередным помещиком, Чичиков меняет свое первоначальное мнение о нем. За веселым, добрым, отзывчивым человеком прячется хвастливое, взбалмошное и даже злое существо, живущее без какой-либо разумной цели. Визит к Ноздреву оставил у Чичикова чуть ли не самые неприятные воспоминания. Они так и не смогли договориться о покупке мертвых душ. Оказавшись в деревне следующего помещика, нетрудно догадаться, каким был характер ее хозяина. Грубая, уродливая обстановка поместья указывала на такого же неуклюжего и бескультурного Собакевича. Он был лишен каких-либо духовных запросов. Он был наглым, прямолинейным и презрительным, однако, в отличие от остальных помещиков, умным и расчётливым человеком. Он единственный, кто сразу же понял сущность и намерения Чичикова и смог добиться наибольшей выгодны для себя из сделки с мертвыми душами. Заключительным персонажем в галерее помещиков является Плюшкин. Он представлен читателю как одинокий, неопрятный, эгоистичный человек. Однако, будучи окруженным ненужными вещами и многочисленным хламом, превратившимся в свалку мусора, он не испытывает чувства одиночества и просто живет, даже не с целью получения каких-либо удовольствий. Он любит жаловаться и скандалить, прибедняться и накапливать все, что попало. Этот образ сочетает в себе колоссальное количество пороков всех представленных помещиков. Продавая крестьян, он показывает свою жадность и стремится продать своему гостю как можно больше душ. Таким образом, автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков. Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью и порочностью. Обновлено: Опубликовал(а): podushka_gucci Внимание! Спасибо за внимание.
|
|