|
Печорин – «герой времени» или «скучающий чудак»? (ЕГЭ по литературе)В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов создал образ типичного представителя дворянского общества тридцатых годов 19 века, того трудного периода в истории России, который принято называть эпохой «безвременья». В это время у многих передовых людей наступило разочарование в прежних свободолюбивых идеалах и образовался некоторый духовный вакуум, чем заполнить который они не знали. В предисловии к произведению автор называет главного персонажа типичным героем времени, объясняя читателю, что составил его портрет из пороков своего поколения «в полном их развитии» и его задача – поставить диагноз, а как излечить болезнь, покажет будущее. Главный герой романа Григорий Александрович Печорин – дворянин, петербуржец, офицер, ранее воевавший на Кавказе, - вновь возвращается в эти края по казенной надобности. Здесь он сталкивается с самыми разными людьми, с ним случаются различные приключения, он попадает в опасные для жизни ситуации. Сначала мы слышим рассказ о Печорине из уст Максима Максимыча, затем повествователь видит его сам, отмечая странности во внешности и поведении, потом мы продолжаем знакомиться с героем, читая «Журнал Печорина», изданный уже после его смерти. Таким образом, Григорий Александрович представлен глазами старого штабс-капитана, потом повествователя и лишь после этого он раскрывается перед нами в своем дневнике, где откровенно и честно пытается анализировать свои мысли, чувства и поступки и дает им оценку. Он не старается отделиться от общества, живёт так, как и все молодые люди - свободно и беззаботно. Внешне выглядит спокойным и даже равнодушным, но постепенно читатель понимает, что герой находится в состоянии беспокойства, растерянности и унынии. Печорин разочарован в любви, дружбе, его не раз обманывали те, кем он дорожил. Из дневника героя видно, что он ничего не может поделать со своей двойственной натурой: в нем живут два человека: один действует, руководствуясь чувствами, другой анализирует поступки и призывает прислушаться к голосу разума. В поединке разума и чувств в конечном итоге одерживает верх разум. Интересно размышление Печорина о своем предназначении. Он чувствует, что рожден для высокой, благородной цели, но не смог найти её, а отсюда все несчастья. Как изменить жизнь к лучшему, герой не знает. С одной стороны, Григорий Александрович устал от существующей действительности, с другой – бешено гоняется за жизнью, ища всё новые удовольствия. Желая испытать экзотическую любовь, крадет Бэлу, назло Грушницкому очаровывает Мери. Он откровенно признается, что для него важна власть над людьми, поэтому добивается любви женщин (Веры, Мери, Бэлы). Однако их любовь не приносит ему счастья, и он быстро остывает, Печорину становится скучно. Герой признается, что любовь горянки Бэлы ничуть не лучше любви знатной барышни: и то и другое одинаково скучно. Казалось бы, встретив доктора Вернера, Печорин поверил, что есть на свете дружба, ведь он нашел в Вернере близкого по взглядам человека, подружился с ним. Но, увы, опять разочарование: новый друг предал его, даже не подал руки после дуэли. Это вновь наводит Григория Александровича на грустные раздумья о коварной природе человека. К сожалению, рассуждая о взаимоотношениях людей и о человеческой натуре, делая правильныевыводы, Печорин не извлекает для себя уроков, не пытается исправиться. Он играет с судьбами других, иронизирует над чувствами тех, ктоего любит.Не зная, как объяснить свои неудачи, Печорин размышляет о роли фатума в жизни человека, что было характерно для людей его поколения 30-ых годов. Что движет нашей жизнью: судьба или случай? И наш герой постоянно вступает в схватку с судьбой, проверяя себя. Судьба благоволит ему, но до поры до времени. По моему мнению, нельзя назвать Печорина скучающим чудаком. Ему, конечно, скучно, он тяготится жизнью и гоняется за довольствиями, попадая в опасные ситуации, но он точно не чудак. Скорее, соглашусь с автором, назвавшим Григория Александровича героем времени. Жизнь представителей светского общества, в котором он вырос, имеет свои привычные устои и часто течет по шаблону. И все же Печорин отличается от других трезвым взглядом на жизнь и беспощадной самокритикой. Кроме того, он упорно ищет ответы на вечные вопросы, волнующие человечество, пытается противостоять лжи и подлости. К тому же благородство для него не пустой звук. Не вина, а беда Печорина, что он не нашел применения необъятным силам своей души: слишком сложное было время, в которое жил Григорий Александрович. Не найдя своего предназначения, разочарованный во всем, уставший от бесцельной жизни, Александрович погибает. Такой печальный финал, увы, закономерен. Обновлено: Опубликовал(а): manukoks Внимание! Спасибо за внимание.
|
|