Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Москва и москвичи в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" - невероятное произведение 1930х годов, совмещающее в себе реальность и фантастику. Оно объединяет в себе три мира, два из которых представлены событиями в двух городах: древнейшем, узревшем живого Бога - Ершалаиме и советском, встретившем дьявола во плоти - Москве.

Несмотря на то, что родиной Булгакова был город Киев, основные действия романа писатель развернул в культурной столице РСФСР, дабы отразить ситуацию, происходящую во всей стране.

Описание советской Москвы начинается уже на первых страницах книги. Сюжетная линия разворачивается майским вечером, "в час небывалого жаркого заката", на аллеях Патриарших прудов, где два литератора журнала МАССОЛИТ ведут оживленный диалог. Изображая городской пейзаж, Булгаков особое внимание уделяет атмосфере, описываемого места: "Когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея".

Данные строки создают атмосферу напряжения и тревоги, ощущения неминуемых неприятностей. С первых минут возникает предчувствие - Москва станет городом многократных трагедий.

Совершенно иные эмоции появляются при прочтении отрывка о МАССОЛИТЕ - крупнейшей литературной организации пролетарских писателей, расположенной в доме Грибоедова. Казалось бы, здание когда-то принадлежало великому писателю, и теперь должно стать культурным наследием страны, но как же им распорядились москвичи? На дверях дома изображены следующие надписи: "Запись в очереди на бумагу к Поклевкиной", "Личные расчеты скетчистов" и другие. С одной стороны, представленные названия вызывают улыбку и смех, но с другой - становится обидно за будущее издательства, ибо писатели МАССОЛИТа с пренебрежением относится к своей работе и причастны к литературному творчеству только, благодаря членскому билету "с золотой широкой каймой". А государственная власть отдаёт памятник культуры учреждениям, решающим "квартирные вопросы". Читая данные эпизоды, трудно назвать Москву - культурным центром страны, а присущую ей бюрократию - столичной интеллигенцией.

Наиболее точно тема Москвы и москвичей раскрывается в главе «Черная магия и ее разоблачение», в которой Воланд устраивает в театре варьете сеанс черной магии. Здесь проводится аналогия между этой сценой и библейской притчей об искушении Христа. Дьявол явился в Москву, дабы искусить москвичей и узнать, «изменились ли эти горожане внутренне». Испытав людей желанием, полетом денежных купюр и модным магазином, дьявол сделал заключение: "люди как люди... Любят деньги... Легкомысленны, и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их".

Мнение Воланда тесно переплетается с авторским. Используя сатиру и юмор, Булгаков обличает пороки и несовершенства Москвы и её жителей, особенно осуждая подлую натуру представителей культуры. При этом, раскрывая образ душного, пыльного города, а также бытовой жизни фальшивых, жаждущих обогащения и беззаботности, москвичей, Булгаков находит в ней героев с чистой и светлой душой, способных на искренние сильные чувства, нравственные убеждения которых ещё не подверглись влиянию столичной жизни, и имя им Мастер и Маргарита.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.