Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Москва и москвичи в «Мастере и Маргарите» (Булгаков Михаил)

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель советского периода, который в произведениях поднимал множество важных вопросов. Так, одной из направленностей его творчества была сатира, которой он преимущественно занимался в 1920-ые годы. Этот сатирический опыт он воплотил в романе «Мастер и Маргарита». В данном произведении писатель большое внимание уделяет описанию Москвы и её жителей.

«Мастер и Маргарита» — традиционный роман о добре и зле с элементами новаторства, однако важной его частью является сатирическая тема, связанная со столицей и москвичами в конце 1920-1930-х годов. Так, первым образом, описанным в произведении, является Михаил Александрович Берлиоз. Это председатель МАССОЛИТа, идейный вдохновитель писателей, отрицающий религию. Для героя характерна ограниченность ума, узколобость, чрезмерная подозрительность, а также зависимость сознания от общественной идеологии.

Более того, смерть Берлиоза крайне символична: лишение пустой головы, которая ему совершенно не нужна.

Не менее важной составляющей сатирической части романа являются члены МАССОЛИТа. Булгаков перечисляет и мельком описывает множество участников союза писателей, что, во-первых, говорит о их незначительности, а, во-вторых, писатель показывает их низменные интересы – места, где можно вкусно поесть и отдохнуть: «А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями?». Члены МАССОЛИТа равнодушны ко всему, кроме карьеры и собственных потребностей. Они олицетворяют черствость, жадность и нравственную убогость. Это безликая толпа не пишущей, а жующей писательской братни.

Работники Варьете — персонажи, встречающиеся на протяжении всего романа. Важно отметить, что Воланд — главный герой — приезжает в Москву, чтобы понять изменились ли люди спустя время, и для этого он и его свита выступают в театре, где и собираются тысячи москвичей. Так, Лиходеев, Римский и Варенуха, работники администрации Варьете, — это люди, живущие низменными интересами, которых привлекает либо карьера, либо праздная жизнь, либо собственное материальное благосостояние. Сами же зрители представления, объект наблюдения Воланда, по его выводу, — те же люди, что и раньше, которых лишь начал волновать квартирный вопрос. Однако, в течение представления москвичи предстают не только как корыстные и безрассудные, но и как милосердные, так как им стало жалко Жоржа Бенгальского, которого лишили головы, и они начали просить артистов помочь ему: «— Ради бога, не мучьте его! — вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос…». Таким образом, в людях с чистыми душевными порывами уживаются жадность, глупость, невоспитанность и наивность.

М. А. Булгаков при создании образов использует традиционный прием – говорящие фамилии. Так, Иван Бездомный — человек, которых не может найти внутреннего спокойствия и цель в творчестве. Александр Рюхин — поэт, фамилия которого ассоциируется со свиньей, не способной вести достойный образ жизни. Латунский — критик, как и сплав латунь, не являющийся драгоценным для общества, а лишь заменяющий нечто большее.

Таким образом, «Мастер и Маргарита» — философский роман с фантастическими, сатирическими и романтическими элементами. Описание Москвы и её жителей — важная его составляющая. Князь тьмы оценивает душевные качества москвичей, делая неутешительные выводы о их ограниченности, и именно поэтому главному герою Мастеру нет места в таком обществе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.