Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Москва литературная в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Тема истинного и ложного искусства как две концепции литературного творчества - одна из основных в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", это во многом обусловлено политической ситуацией в стране, актуальностью этой темы. Москва же в произведении имеет двойное значение: с одной стороны это место действия, а с другой - объект сатиры: в 30-е годы 20 века, когда происходит действие романа, город являлся культурным центром страны.

Литературное общество в Москве - это в первую очередь МАССОЛИТ - ассоциация писателей, в число которых входят Берлиоз (он не просто одна из “мертвых душ”, он их идеолог, вождь), критики Латунский, Лаврович и другие «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА - Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк», фамилии для которых так точно подобрал Булгаков. Литературное общество изображено сатирически, это выражается буквально во всем, например, в разговорах героев, которые вспоминая о доме литературы вспоминают не творчество, а ресторан в доме Герцена - гастрономические излишества в нем в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» - они - очень приземленные люди, что не пол стать истинным творцам.

Также, писателей здесь определяют по «членскому билету с золотой широкой каймой», а совсем не по таланту, они пишут не произведения искусства, а удобные власти книги. Здесь нет места истинному искусству, литературным произведениям, а есть- бюрократии, формальностям, бумагам, бланкам и «квартирным вопросам». Это организация напоминает существовавшую в СССР в середине 20-х-начале 30-х годов - РАПП. Она стала символом притеснения свободомыслящих писателей. Таким образом, Булгаков сатирически изображает московское литературное общество, обесценившее истинное искусство и превратившее его в способ продвижения политических идей и решения собственных бюрократических проблем.

Мастер резко противопоставлен членам МАССОЛИТа (даже с помощью имени, Булгаков не называет его писателем, так как это слово у него относится к представителям МАССОЛИТа) - его роман о Понтии Пилате - это произведение истинного искусства, не ограниченного приземленными рамками и цензурой, он имеет глубокий и вечный смысл. Литераторами роман был принят с насмешками и низкопробной критикой - это вызвало ужас Мастера и он, ослабев рассудком, сжег свое творение. Эта история похожа на личную историю Булгакова и его романа - его не хотели публиковать. Мастер не совсем одинок в своей приверженности истинному искусству - в романе фигурирует еще, например, молодой писатель - иван бездомный, которого Мастер называет своим учеником.

Так же сатирически изображены другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа».

Таким образом, мы видим, что литературная, да и вся культурная Москва, представленная по большей части МАССОЛИТом - объект сатиры Булгакова, однако в ней есть и истинные творцы - такие, как Мастер.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.