|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ рассказа «Прыжок в гроб» Юрий Мамлеев (Литература XX века)Что может скрываться за названием «Прыжок в гроб»? Большинство ответит, что это произведение о смерти, о борьбе с ней или, напротив, о человеческом бессилии. Безусловно, они окажутся правы, но лишь после прочтения придёт осознание, что рассказ Юрия Мамлеева затрагивает далеко не одну проблему общества, подавленного мнением окружающих и временем «перестройки», словно убивающим в них всё живое. Подтверждение этому мы найдём в поведении героев Мамлеева, несчастных и угнетённых. Одной из важнейших проблем, затронутых в рассказе является проблема «отцов и детей». На фоне перемен в стране, старики не находят поддержки в молодом поколении, представителем которого является Митька. «Племяш умирающей» лишь «всё упрощал», ему показалось адекватным «плюнуть на всё», а мысль о продолжении жизни старушки всплывала у него в голове только представлением уборки и ухода за ней. Вместе с проблемой «отцов и детей» искала разрешения проблема семьи, взаимоотношений в ней, влиянии её на формирование личности. Говоря о личностях, стоит задаться вопросом: а кто же личность в этом рассказе? Я считаю, что это — Катерина. Настоящая, с душой, старушка даже будучи на смертном одре думает лишь о своих родных. Даже обращаясь к ним, несмотря на ужас предложения, она говорит «родные мои». «Да как же я вас теперь подведу?»....Личность Катерины показывает себя в решении самой умирающей лечь в гроб. Она хочет сделать этот шаг сама, «прыгнуть» в него. А где же её душа? Чистая, как зеркало всей её безропотной и тихой жизни. Она — Никифор. Ведя диалог с ним даже посредством взглядов, старушка как бы советуется сама с собой. Делать ей шаг в гроб или нет... Самого Никифора можно назвать героем-резонёром — «для него и так мир был как плохая сказка». Весь мир изобразил Мамлеев, хотя затронул скорее разные миры. Пожалуй главным средством в этом был язык общения бытия-небытия — Екатерины и Никифора, Катерины и Великого Духа. Примечательно, что автор использовал мифологические мотивы. Это и добровольная жертва под стать «Положению во гроб» из Евангелия, и мотив «зажившегося человека» из язычества. Но делал он это, чтобы полнее раскрыть наш, реальный, мир. Мир, где живые завидуют умирающем, где устают от жизни. Мир, в котором проще пить, как Митя, чем пытаться найти решение проблем. Где мысль о «досрочной» смерти не кажется глупой — другого выхода просто нет. Здесь ещё живые люди, как дед Василёк, шагнул в гроб, похоронив себя заживо (сама его комната была похожа на «гроб какого-то гиганта».) Так что же хотел донести до читателей Мамлеев? На этот вопрос может ответить лишь сам автор. Но, безусловно, первостепенное — осознание важности и ценности жизни, того, что она — главное человеческое сокровище. Именно не существование тела, а ЖИЗНЬ души... Обновлено: Опубликовал(а): lizazhuk Внимание! Спасибо за внимание.
|
|