|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ стихотворения Александра Семеновича Кушнера “Времена не выбирают” (Литература XX века)Через свое стихотворение “Времена не выбирают” Александр Кушнер хотел донести до читателя, что человек и время – вещи неразъединимые и жить без друг друга не могут. Лирический герой, который полностью можно соотнести с автором, принимает свое время, каким бы оно не было, ведь время создает человека, а человек создает время. Время в стихотворении Кушнера многогранно, оно означает не только какую-либо определенную историческую эпоху, но и саму жизнь: “В них живут и умирают”, период между рождением и смертью – это жизнь, а в данном стихотворении жизнь – это время. Лирический герой презрительно обличает тех, кто своим временем недоволен: “Большей пошлости на свете//Нет, чем клянчить и пенять”. Со своим веком нельзя торговаться, его необходимо принять. Замечание автора: “Что ни век, то век железный” указывает на постоянный непрерывный прогресс в обществе и его изменчивость. Следует уточнить, что сейчас я говорю о 19-12-х веках, чтобы никто не схватился за голову и не начал меня оспаривать. “Сад чудесный” – это метафора промышленного города, в котором вовсю дымятся заводы и фабрики. Во вторую строфу Кушнер поместил антитезу “умереть, живи”, которая основывается на том, что в пять лет он мог умереть от скарлатины(инфекционного заболевания), а в “век невинный” при развитой медицине такие болезни уже не страшны. Для того, чтобы конкретней проиллюстрировать данную антитезу Кушнер в третьем шестистишие приводит различные исторические периоды, вошедшие в историю, как самые смертные и кровавые: жестокая эпоха правления Иоанна Грозного, время эпидемий чуму во Флоренции(вспышка чумы в 1348 году). У нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего есть картина под названием “Триумф смерти”, изображающая плачевное состояние народа на момент чумы 1348 года. Также Кушнер приводит вещественные примеры: проезд первым классом или на дне судка “в полутьме”. Четвертое шестистишие перекликается со вторым с помощью лексического повтора: “Что ни век, то век железный,//Но дымится сад чудесный,//Блещет тучка…”, что является стержнем спиралевидной композиции всего произведения. Лирический герой сравнивает свой век с роком, судьбой, испытывающей его. Он утверждает, что каждому человеку время предназначило свое испытание и завидовать испытанию другого весьма глупо. По Кушнеру “время – кожа”, которая поглощает, стягивает, не дает свободы, человек зависим от своего времени, но и кожа под внутреннем давлением деформируется, так время зависимо от человека. Эта кожа переносит “черты и складки” времени на человека. Эта кожа есть печать времени. И так каждый человек носит отпечатки совей исторической эпохи, составляет национально-исторический образ целого поколения. Шестая строфа полностью повторяет первую, закручивая еще один виток в данной спиралевидной композиции. Последняя строфа также полностью повторяет четвертую, тем самым полностью закрывая композицию стихотворения. Данную строфу можно назвать припевом(то есть в ней и заключена главная мысль автора), есть мы будем соотносить стихотворение с песней. И ведь действительно, в репертуаре семейного дуэта Сергея и Татьяны Никитиных есть песня, сложенная на стихи Кушнера. Данное шестистишие, говорящие о роке, времени, человеке и жизни, заставляет задуматься об их сакральной связи. И в финале как призыв автора звучит “Не завидуй никому”. Идея, донесенная Кушнером через свое “Времена не выбирают” довольно проста: если человек выбирает себе другое время, то его настоящее погибнет, а так как время – жизнь, то погибнет и человек., поэтому сетовать на время не только бесполезно, но и абсурдно. В данном стихотворении воедино переплетаются мотивы жизни и смерти, судьбы и времени, образуя собой полное развернутое представление автора о мирозданью. Время и человек едины, человек умирает, и с ним заканчивается его время, жаловаться на него, это как хотеть своей же смерти. Обновлено: Опубликовал(а): Астроия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|