|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Анализ образов и символов в стихотворении Инны Кабыш «А снег пошёл без проволочек» (*Общие критические статьи)Анализ образов и символов в стихотворении Инны Кабыш «А снег пошёл без проволочек» Образы в стихотворении Инны Кабыш «А снег пошёл без проволочек» нанизываются один за другим, как бусины на нитку. Первая «бусина» - образ снега, который «пошёл без проволочек». Разговорное слово «проволочка» обозначает «задержку, промедление». Значит, снег пошёл без задержки, без промедления, словно выполняя свою миссию, своё обязательство. Снег, падающий с неба, символизирует стихийное явление природы, которое невозможно остановить, которому невозможно противостоять. При создании образа снега используется антитеза: «тяжёлый, он летел легко». Второй образ-«бусина» создаётся с помощью развёрнутого сравнения, это образ лётчика: так лёгок стопудовый лётчик… Здесь тоже используется антитеза: «лёгок – стопудовый». Образ лётчика символизирует мастера, профессионала, человека, прекрасно знающего своё дела, любящего его и полностью отдающего себя любимой работе.
Третий образ тоже представляет собой развёрнутое сравнение: … так между строчек легло бумаги молоко. Образ строчек создаётся с помощью метафоры «бумаги молоко». На белой, как молоко, как снег, бумаге рождаются поэтические строчки. Образ строчек символизирует поэзию, творчество. Итак, в первой строфе – шестистишии следуют один за другим три образа: снег (природа, стихия) – лётчик (профессионал, мастер своего дела) – строчки на бумаге (поэзия, творчество). Во второй строфе раскрывается образ лирической героини: Но я-то знала, чем он платит За этот высший пилотаж, за этот вертикальный катет… Местоимение «он», на первый взгляд, указывает на лётчика, обладающего мастерством высшего пилотажа, умеющего в воздухе, в небесах делать «вертикальный катет». Но лётчик рискует своей жизнью и, несмотря на своё искусство самолётовождения, может погибнуть, и лирическая героиня знает, что за «высший пилотаж» может быть высокая плата – жизнь. Но почему тогда лирическая героиня кричит снегу, а не лётчику: «Хватит!» Здесь тоже можно прочесть двояко. Снег – стихийное природное явление, которое может помешать полёту и привести к неотвратимой гибели. Но снег может быть символом не только природы, но и неумолимого времени, которое невозможно остановить или заставить идти вспять, тогда стихотворение приобретает глубокий философский смысл о жизни и смерти. Следующая строчка тоже прочитывается двояко: Но он пошёл, как входят в раж… Разговорное слово «раж» обозначает «сильное возбуждение, неистовство», а фразеологизм «войти в раж» - значит так сильно увлечься чем-нибудь, что невозможно остановить. Здесь можно понять, что снег пошёл сильнее, и автор использует олицетворение при создании его образа. Но также можно понять, что лётчик, пренебрегает опасностью, увлёкшись полётом. В третьей строфе продолжает развиваться мотив увлечения своим делом (творчеством) с помощью сравнения «как входят в толщу атмосферы», но тут же возникает и мотив судьбы: откуда нет пути назад, в судьбу как входят, кроме веры, безо всего, себя на скверы кроша, чтоб стал вишнёвый сад. Здесь же возникает рядом с мотивом судьбы мотив веры, которая помогает в противостоянии своей судьбе. В последних строчках звучит мотив самоотдачи, когда человек полностью отдаёт себя делу, творчеству. Образ вишнёвого сада – это символ красоты, вечной неувядаемой природы. Несомненно, возникает реминисценция, связанная с пьесой А. П. Чехова «Вишнёвый сад», где герои говорят о красоте вишнёвого сада, о своём желании спасти его, но неумолимое время движется вперёд, а сад отстоять не удаётся. Итак, образы снега, лётчика, строчек на бумаге, лирической героини, судьбы, веры, вишнёвого сада наполнены глубоким философским смыслом, говорят о вечном стремлении человека к совершенству, к творческому преображению мира, к полной самоотдаче ради прекрасного сада будущего. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|