|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Концепция поэта и творчества в стихотворении Н. Моршена «Звезды» (*Общие критические статьи)Николай Моршен (1917 – 2001) в стихотворении «О звёздах» вступает в полемику со своими предшественниками, которых «увлекали прорицанья // Внезапной смерти, яростной притом…». Он прибегает к цитированию, не всегда точному, чтобы раскрыть позицию своих предшественников. Первая цитата (неточная) из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон», написанного поэтом перед смертью в 1841 году: «В полдневный жар в долине Дагестана…». У Лермонтова это звучит так: В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижен я; Глубокая ещё дымилась рана, По капле кровь точилася моя. Лермонтов напророчил или предсказал свою смерть. Вторая цитата из стихотворения С. А. Есенина «Устал я жить в родном краю», написанном в 1916 году: «в зелёный вечер под окном». У Есенина эти строки звучат так: И вновь вернуся в отчий дом. Чужою радостью утешусь, В зелёный вечер под окном На рукаве своём повешусь. Как известно, Есенина в 1925 году нашли в номере гостиницы «Англетер» повешенным. Третья цитата: «поэт на снег роняет пистолет» неточная, взята из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (глава шестая, строфа 30). У Пушкина смерть юного поэта-романтика Владимира Ленского изображена так: Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет. Параллель между гибелью на дуэли Ленского и смертельного ранения на поединке Пушкина показал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть Поэта»:
Четвёртая цитата взята из стихотворения Николая Гумилёва «Я и ты», написанного в июле 1917 года, за четыре года до расстрела большевиками по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности: «Умру не на постели... в дикой щели». У Гумилёва эти строки звучат так: И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще… Место захоронения Гумилёва неизвестно. Пятая цитата: «Пора Творцу вернуть билет» неточно взята из стихотворения Марины Цветаевой «О, слёзы на глазах!», написанного в 1939 году и входящего в цикл «Стихи к Чехии». У Цветаевой эти строки звучат так: Пора – пора – пора Творцу вернуть билет. Марина Ивановна Цветаева в Елабуге, под гнётом личных впечатлений, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, покончила с собой. Основную идею стихотворения можно определить, проанализировав следующие строки: Но быть пророком, даже невеликим, И мудрым звездочётам не дано, А словом опрометчивым накликать Несчастье на себя не мудрено. Не отогнать накликанные беды… Эти строки можно понять так: никому не дано быть пророком, поэтому не стоит поэтам в своей лирике пророчески предрекать себе гибель, потому что «опрометчивое слово» может накликать беду. Однокоренные слова «накликать». «накликанные» взывают реминисценции, связанные со стихотворением А. А. Ахматовой «Я гибель накликала милым…», написанным в октябре 1921 года. Стихотворение было создано спустя два месяца после расстрела её бывшего мужа Николая Гумилёва, с которым она и после развода поддерживала дружеские отношения. Всем этим поэтам, «накликавшим» себе гибель, Н. Моршен противопоставляет Г. Р. Державина. Не случайно стихотворению предшествует эпиграф из стихотворения Державина «К самому себе»: Утром раза три в неделю С милой Музой порезвлюсь, Там опять пойду в постелю И с женою обоймусь. Поэт воспевает тихую, мирную, домашнюю жизнь, без суеты и тревог. Шестая цитата взята из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская»: Минут пяток всхрапнуть после обеда… Державин воспевает жизнь в деревне в имении Званка, уединение, тишину, покой. Оставив людей, он избежал «честолюбия… жала». Можно сказать, что, начиная стихотворение Державиным и заканчивая им, поэт прибегает к кольцевой композиции. Важную смысловую нагрузку несут ключевые слова в финале:
Составим лексический ряд на тему «жизнь певца»: струилась, подобно чуду, не впопыхах, Бог повсюду, вкус бессмертья. Лирический герой Моршена, вступая в полемику с поэтами, жившими после Державина и в своих стихах предсказывавших свою смерть, согласен с Державиным, который наслаждался жизнью и воспевал в своей лирике земные радости, мирный быт, не гневя Бога, не ропща на судьбу, и Бог его хранил. Сопоставив начало и конец стихотворения, найдём антитезу: смерть – бессмертие. Итак, концепция поэта и творчества в стихотворении Н. Моршена заключается в том, что он не приветствует в творчестве поэтов пророчества о смерти, так как земному человеку не дано предугадать свою судьбу. Название стихотворения «О звёздах» говорит о том, что тема – судьба поэта. Ведь в словаре символов звезда – символ судьбы. Нужно верить в свою звезду – судьбу, как делал это Державин. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|