|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Система образов в романе Грэма Грина «Тихий американец» (*Общие критические статьи)Выстраивая свою систему персонажей, писатель использует приём антитезы. В романе противопоставлены два героя: английский корреспондент Фаулер и американский сотрудник миссии экономической помощи Олден Пайл, между которыми с самого начала складываются непростые отношения. Пайл – добропорядочный, душевно уравновешенный американский гражданин, верящий своему правительству и поддерживающий политику США во Вьетнаме, он думает, что выполняет свой долг не только перед Америкой, но и перед всем человечеством, прикрываясь благими намерениями, творит зло, свято веруя в необходимость насилия ради идеалов демократии. Олдену Пайлу в романе противопоставлен английский репортёр Фаулер. Вначале это усталый, нравственно опустошённый человек, увлекающийся курением опиума. Своим профессиональным долгом он считает подачу только голых фактов без всяких комментариев. Фаулер не имеет никаких идеалов, в нём отсутствуют какие-либо стремления. Корреспондент хочет быть только сторонним наблюдателем происходящего произвола и беззакония, ищет утешения в любви. Своё жизненное кредо Фаулер вначале излагает так: «Политика меня не интересует; я ведь репортёр. Я ни во что не вмешиваюсь». Но с ним не согласен французский лётчик Труен, который убеждён в том, что скоро Фаулеру придётся сделать выбор и стать на чью-либо сторону. Но то, что видит Фаулер во время ночной стычки на канале Фат Дьем, заставляет его впервые произнести: «Ненавижу войну». Он уже не может быть сторонним наблюдателем. Страшная картина, ужасающая своими натуралистическими подробностями, предстала перед глазами Фаулера после боя:
Английский корреспондент видит страшные, ужасающие последствия войны и понимает, что эти мирные жители во что-то верили, были «живыми существами, а не серыми обескровленными трупами». Но Пайл не слушает Фаулера, так как убеждён в справедливости своих взглядов. Решительный перелом в сознании и в мировоззрении Фаулера происходит тогда, когда американцы устраивают провокационный взрыв, собираясь уничтожить во время парада вьетнамских генералов, но вместо этого страдают мирные жители. В этой провокации участвует и Пайл, и корреспондент решает его выдать вьетнамским партизанам, объясняя свой поступок так: Помимо главных персонажей в систему образов входят и вьетнамская девушка Фуонг, составляющая вместе с главными героями любовный треугольник. Второстепенные персонажи делятся на политические группы, которые они представляют: французы – колонизаторы, которые понимают, что теряют власть над своей бывшей колонией; американцы, пытающиеся занять их места. Неоднородны по своим взглядам вьетнамцы: одни из них активно и отчаянно сопротивляются насильственному вторжению американцев, это вьетнамские партизаны и коммунисты; другие являются предателями своего народа, сотрудничая за деньги с оккупантами. Изображая страшные картины война, автор с сочувствием создаёт образ многострадального вьетнамского народа, отстаивающего свою свободу и независимость. В систему образов входят не только персонажи. Художественный образ – это форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщающая картина жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Образ вьетнамского города Сайгона и вообще Вьетнама даётся через восприятие главного героя Фаулера, от лица которого идёт повествование. Это пейзажные зарисовки, прямая оценка рассказчиком. Но это не только мирные картины рисовых полей. Всюду приметы присутствия чужеземцев. В одном из эпизодов рассказчик едет по длинной пригородной дороге к китайскому кварталу и видит темную вереницу французских броневиков, с устремленным вперед орудийным дулом. Всё это говорит, что эта страна находится в состоянии войны, от которой страдают мирные жители. Таким образом, вся система образов выстроена так, чтобы выразить протест против колониальной политики Америки и Запада. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|