|
Образ Порфирия Головлева (на основе романа «Господа Головлевы») (Салтыков-Щедрин М. Е.)Несмотря на то, что семейная сага, написанная М.Е. Салтыковым-Щедриным, называется «Господа Головлевы», центральным персонажем произведения является Порфирий, он же Иудушка, Головлев. С Иудушкой Головлевым читатель знакомится уже в первой главе «Семейный суд», в которой автор выводит на сцену всех членов семейства Головлевых, давая каждому краткую характеристику. Из описания Порфирия Владимирыча мы узнаем, что он с детства имел склонность к подхалимству и наушничанью. В последующих главах мы убеждаемся, что эти черты характера действительно ему присущи. Когда обсуждают роман Салтыкова-Щедрина, Иудушку Головлева традиционно делают главным виновником гибели головлевского семейства он, мол, и брата со свету сжил, и сына подтолкнул к самоубийству, и племянниц по миру пустил. Конечно, положительным персонажем Иудушку назвать сложно, но давайте проанализируем, так ли велика его вина в произошедших несчастьях. Начнем, пожалуй, со смерти Павла Головлева: как известно, Павел умер своей смертью, до этого сильно болел, но особо своим здоровье не занимался. Да, состояние Павла ухудшилось после разговора с Порфирием, но в любом случае его смерть была неизбежной. Идем далее: Иудушка не выгонял своих племянниц из дома, он лишь ловко воспользовался ситуацией и уговорил Павла перед смертью не отписывать имение Любиньке и Анниньке. Будь Арина Петровна чуть предусмотрительнее и склони она холостого и бездетного Павла составить завещание в пользу племянниц, никакой бы коллизии не произошло. Более того, будь Павел Головлев чуть добрее, он сам бы позаботился о будущем и девушек и своей матери. Смерть Володиньки и Петеньки. Оба брата умерли раньше срока и оба по своей воле. Да, Володя Головлев был поставлен отцом в тяжелые материальные условия, но решение проблемы – самоубийство, он выбрал сам. К смерти Петра Головлева Иудушка не имеет ровным счетом никакого отношения, его вина лишь в том, что он не научил наследника уважать чужую собственность. Петр проиграл в карты казенные деньги, прекрасно зная, что азартные игры рискованны, особенно когда ставишь не кон чужое. Он проиграл и заплатил за это свободой. Почему отец должен был давать взрослому сыну деньги, ведь это был не форс-мажор, а, можно сказать, намеренная растрата. Можно рассматривать и другие эпизоды, в которых автор выставляет Иудушку злодеем, но давайте обратим внимание: Порфирий Головлев никогда не нарушал закон. Все его действия всегда были безупречны с точки зрения правосудия. Просто его натура – алчная, стяжательская – была настроена на отбирание чужих «кусков». Был ли он таким с рождения? Вряд ли. Как не были с рождения глупы и безвольны Степка-балбес и постылый Павел, как не была безрассудна их сестра Аннушка. Такими их сделала мать Арина Петровна Головлева. Властная, с тяжелым характером, вышедшая замуж без любви, она не смогла подарить душевное тепло и заботу своим детям, и каждый из них выживал как мог: кто-то замыкался в себе, кто-то, как Степан, пускался во все тяжкие, пытаясь таким образом компенсировать недостаток внимания, а маленький Порфиша, чутко улавливая настроение родительницы, смог подобрать к ней ключик. Умный и тонко чувствующий мальчик для того, чтобы выжить в этой эмоциональной пустыне, вынужден был превратиться в подхалима, лицемера с елейной улыбкой и железной хваткой. Скупые ласки матери перепадали ему чаще, чем остальным. Но этого было мало, и дабы закрыть душевную пустоту, Иудушка начинает по мере сил улучшать свое материальное состояние. Это своего рода компенсация. И чем больше становится его капитал, тем сильнее желание наживы. Салтыков-Щедрин описывает состояние Иудушки, когда тот производит расчеты возможной выгоды от пени, процентов, штрафов – это состояние сродни счастью. Это и есть счастье в его извращенной форме. Счастья от того, что отнимаешь у кого-то, богатеешь за счет кого-то, и при этом ты чист перед законом. «Он любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь. Перебирал, одну за другой, все отрасли своего хозяйства: лес, скотный двор, хлеб, луга и проч., и на каждой созидал узорчатое здание фантастических притеснений, сопровождаемых сложными расчетами, куда входили и штрафы, и ростовщичество, и общие бедствия, и приобретенные ценные бумаги – словом сказать, целый запутанный мир праздных помещичьих идеалов». Иудушкина алчность поглощает все вокруг и в конце концов обращается против него самого: он чувствует душевное смятение, тоску, не может найти себе места. Материальные блага перестали удовлетворять его, и душевная пустота, печаль, одиночество стали его постоянными спутниками. В жизни Иудушки особое место занимает религия. Как ни странно, но при всем своем жестокосердие, Порфирий Головлев очень набожен. Он верует в Богу, но вера у него своя, построенная на формальных отношениях. Порфирий Владимирыч уверен, что усердные молитвы, соблюдение постов и частые молебны – залог Царствия Божьего. Из всей семьи ревностней всех молится Иудушка. Отчасти это даже символично: как Иуда Искариот был наиболее ласков ко Христу, позднее предав его, так Порфирий Головлев, прозванный братом Иудушкой, усердней всех соблюдает канон, пренебрегая заповедями. Образ Иудушки не статичен, он эволюционирует, достигая пика своей ласковой жестокости в фрагменте, посвященном отправке в воспитательный дом незаконнорожденного сына Порфирия Головлева и Евпраксеюшки. Равнодушный к окружающим, не испытывающий ничего, кроме жажды наживы, здесь Иудушка меняется: появляется озлобленность, которая сменяется апатией. В герое происходит надлом, его жизнь становится бессмысленной, перестает приносить радость. Проблески совести мучают хозяина Головлевки. Катарсис случается в самом конце романа: услышав о самоубийстве Любиньки, Порфирий Владимирыч осознает катастрофу, случившуюся с его семьей. Пред мысленным взором проходит вереница покойных родственников, коим он опосредованно помог сойти в могилу. Тяжесть собственных грехов поражает Иудушку. Он в смятении, ищет внутри себя то, на что можно опереться, находит – Христос простил всех, и его простит. Но осознание своей вины так ужасно, так неизбывно, что Божьего прощения Иудушки недостаточно, ему необходимо прощение тех, кого он погубил: « - Надо меня простить! – продолжал он, - за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, - где… все?.» Мы видим перерождение личности: мальчик-подхалим, лицемер и искусный манипулятор, жестокосердный помещик уступают место кающемуся грешнику, ищущему утешения и не могущего его найти. Символично, что все это происходит в конце Страстной недели, накануне Пасхи: Иудушка это уже не просто произвище – он сам почувствовал себя Иудой, предавшим самое дорогое, что у него было – свою семью. Но если библейский Иуда покончил жизнь самоубийством, причиной смерти Порфирия Головлева стало чувство вины, искупить которую невозможно. Главный герой погибает в раскаяние, и это, несмотря на последующую чуть позже физическую смерть, можно назвать духовным воскрешением. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|