|
По роману «Господа Головлёвы» (конец) (Салтыков-Щедрин М. Е.)И куски гнилья, выставленные на стол, и «куски» состояния, брошенные взрослым сыновьям — все эти «подачки», густо замешанные на материнской ненависти, застревают в горле. Камень вместо хлеба, колотушка в роли благожелательного совета — и в итоге перед читателем проходят образы не детей, а «балбесов», «мерзавцев», «постылых», «извергов», «подлецов», «негодяев». «Головлёво — это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву». Страшнее всех, конечно, образ Порфирия Головлёва, прозванного Иудушкой. Отсутствие души прикрывают в нём фраза, лицемерное поучение. Внешне этот персонаж подчеркнуто почтителен и любезен. «Милый друг маменька», «голубушка», «дружок» — вот типичный набор его обращений, неискренних, притворно-сладких, подобно липкой паутине, обволакивающих свою жертву. Ласковое слово Иудушки смертоносно. Оно несет гибель всем, кто сталкивается с Головлёвым: один сын покончил с собой, другой — умер на пути в ссылку за растрату казенных денег, третий, внебрачный, сразу же после рождения отдан в воспитательный дом. Лицемер, пустослов, «кровопивец», кляузник, хищник — всё это верные и выразительные определения, способные вызвать отвращение к образу. Но и они не исчерпывают его существа полностью. Ведь не по причине одного лицемерия Порфирий Головлёв носит прозвище Иудушки. Обратим внимание на деталь: Щедрин подчеркивает, что в минуты сильного внутреннего волнения (а они ведомы персонажу), у него бледнеют губы. Наверное, не случайно: именно поцелуем евангельский Иуда предал Христа. Герой Салтыкова-Щедрина, конечно, связан этой незримой нитью с презренным предателем. Более того, он сам претендует на роль повелителя и вершителя людских судеб, врага рода человеческого. В бредовых своих мечтах Иудушка видит, что «весь мир был у его ног», и этот мир послушен его злой воле. Щедрин замечает также, что Порфирий Головлёв охотно посвящал молитве несколько часов, но молился он «не потому, что любил Бога», а потому, «что боялся черта». Боялся, ибо знал, что силы ада, которым он служит, безжалостны и неумолимы. Бесспорно, символична и смерть персонажа. Его закоченевший труп найден в мартовскую мокрую метелицу на дороге, ведущей к могиле матери. Почему решился он на ночное посещение? Какое «ужасное, томительное беспокойство овладело всем существом «его»? Стыд? «Пробуждение одичалой совести»? внезапное раскаяние? Может быть. Только слишком поздно: круг преступлений замкнулся на самом персонаже и пришло время жесткого и справедливого «расчета» (так названа последняя глава). Страстно, с гневом и скорбью написан роман «Господа Головлёвы» — одно из наиболее потрясающих и горьких созданий русского реализма. Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|