|
Вы здесь: Критика24.ру › Золя Эмиль
Роман Творчество (Золя Эмиль)
Пафос исканий Эмиля Золя был полемически направлен против концепций, которые отрицали за литературой и искусством функцию познания действительности, утверждали, что они несовместимы с жизнью и по своей природе враждебны ей. Осуждению этих несостоятельных субъективно-идеалистических взглядов писатель посвятил роман «Творчество». В основу сюжета «Творчества» легли некоторые реальные события и факты из жизни писателя и друзей его юности — Поля Сезанна, Батистена Байля, а также Эдуарда Мане, Клода Моне и других. Содержание романа связано с полемикой, которую в шестидесятые годы писатель вел в защиту группы талантливых живописцев. Свои статьи этих лет об импрессионистах он опубликовал в сборнике «Мой Салон». Роман «Творчество» Эмиль Золя начинает с рассказа о том, как трое провинциалов — живописец Клод Лантье (он знаком читателям по роману «Чрево Парижа»). начинающий писатель Пьер Сандоз и будущий скульптор Луи Дюбюш собрались в Париже. Им были неведомы зависть и соперничество; бедняки, они презирали деньги и буржуа. Вступив в борьбу. молодые энтузиасты испытывали свой талант в упорном труде. Сандоз был поглощен осуществлением давней мечты создать поэму, в которой воплотилась бы вся история человечества, его прошлое, настоящее и грядущее. Дюбюш день и ночь трудился над своей грандиозной скульптурой «Сборщица винограда». Художника Клода воодушевляла идея запечатлеть па полотнах вселенную «во всем неповторимом многообразии ее проявлений и красок, в движении и времени». В образе Клода, отмечает Золя в набросках, «я хотел показать борьбу художника с природой, его творческий порыв и искания в произведении искусства, усилия крови и слез, чтобы создать плоть, наполнить ее жизнью. Постоянная схватка и постоянное поражение. Я расскажу о своих собственных трудах и днях, о своих повседневных терзаниях». Годы исканий, мучительной творческой борьбы не приносят Клоду желанного успеха: его картины отвергает Салон. Художник прибегает к усилению интенсивности красок, к причудливо подобранным цветовым сочетаниям, использует никем до сих пор не подмеченную нюансировку, вибрацию света, его постоянную текучесть. Но все попытки Клода схватить и запечатлеть на полотне «неповторимое мгновение», вечно меняющуюся жизнь оказываются бесплодными. Ненависть людей, чьи установившиеся вкусы оказались задетыми, злоба завистников и посредственностей окончательно сломили его волю. Но дело не в физической смерти Клода Лантье, которой заканчивается роман: художник умер в Клоде значительно раньше. В неистовых исканиях новых путей в искусстве, в стремлении воссоздать на полотне природу реальнее, чем она есть, он пришел к отрицанию самой жизни: «Ничего не существует вне живописи, и пусть гибнет мир!» Отношение Золя к импрессионизму не было раз и навсегда установившимся и одинаковым. Он горячо и страстно поддерживал художников-импрессионистов в шестидесятые — семидесятые годы, когда они вступали в жизнь, будили умы. Идеи импрессионистов были сродни эстетическим взглядам самого Золя. В дальнейшем, однако, пути импрессионистов и создателя «Ругон-Маккаров» разошлись. В восьмидесятые — девяностые годы в творчестве художников-импрессионистов возобладал субъективизм. Движимые желанием запечатлеть неуловимый «облик ощущения», они увлеклись формальной стороной живописи, демонстрацией своего виртуозного мастерства в передаче цвета и света. По-новому осмысляя происходящее, Золя в 1898 году в статье «Живопись» определенно и недвусмысленно оценил то, к чему пришли эпигоны импрессионизма: «Я видел, как были брошены в землю семена, теперь я наблюдаю всходы, осязаю чудовищные плоды...» Роман «Творчество» сразу же после выхода в свет вызвал оживленные споры. Прогрессивная критика увидела в книге правдивый рассказ о судьбе искусства в мире собственников, о жалкой участи художников, о чудовищной эксплуатации их таланта. В 1886 году Мопассан в очерке «Жизнь пейзажиста» писал: «Золя в своем изумительном романе «Творчество» рассказывает о страшной битве, о нескончаемой борьбе между человеком и мыслью, о величественном, жестоком поединке художника с его идеей, со смутно провиденной и неуловимой картиной. Я веду эту борьбу, я переживаю все это так же, как и Клод». На русском языке роман Золя впервые был напечатан под названием «В мире художников» в 1886 году. В июле того же года В. В. Стасов опубликовал статью, посвященную «Творчеству», в которой писал, что еще ни в одном произведении о художниках «ни художник, ни художественные дела не выступали с такой правдою и глубиною, как в новом романе Золя». Несмотря на некоторые недостатки, присущие книге, русский критик назвал роман «великой художественной картиной» и «великим поучением». Эту оценку «Творчества» разделял и художник И. Н. Крамской. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|