|
Вы здесь: Критика24.ру › Золя Эмиль
Роман Западня (Золя Эмиль)
В феврале 1877 года вышел в свет седьмой том серии «Ругон-Маккаров». Книга имела сногсшибательный успех. За короткое время она выдержала более тридцати изданий. Шумная популярность «Западни» не была случайностью. Она объясняется тем, что Эмиль Золя впервые в истории французской литературы так обнаженно-правдиво показал нетерпимое положение социальных низов. Писатель опроверг расхожее мнение о том, что жизнь простонародья не может быть объектом художественного творчества, что она антиэстетична. «Западня» — это суровая повесть о парижских окраинах, мощная и искренняя. Жизнь простонародья была хорошо знакома Золя, он наблюдал ее собственными глазами, когда, гонимый и бесприютный, поселился в рабочем квартале на улице Перниньер. В черновом наброске автор в следующих словах сформулировал свою задачу: «Показать народную среду и объяснить каким образом пьянство, развал семьи, драки, всякое унижение и бедность проистекают из условий существования рабочих». Рассказать о рабочих правду, голую правду, «не льстить им и не очернять, их». Трагическая доля прачки Жервезы и кровельщика Купо вызывает ненависть к эгоистическому обществу, низводящему людей труда до такой степени нищеты, невежества и одичания, что человек, беззащитный перед жизненными невзгодами, доведенный до отчаяния- нуждой и эксплуатацией, полуголодный, ищет забвения в вине; что неустроенность жилищ, теснота и скученность, вынуждающие целые семьи спать вповалку, порождают половую распущенность. Золя создал групповой портрет жертв угнетения и социального бесправия, безразличных ко всему, в том числе и к жизни. Невозможно забыть их потухшие от усталости глаза, впалые, изрытые страданиями щеки, их одежду со следами блевотины, пропахшую потом и кабаком. Угрюмая, темами красками, живопись Золя, о которой говорил М. Горький, особенно характерна для «Западни», где господствует грязно-серый цвет, цвет нищеты, невежества, горя. После «Западни» Эмиль Золя задумал написать книгу совершенно иного плана — «нежную, трогательную, простую». Темой своего романа «Страница любви» писатель избрал историю зарождения, развития и гибели любви в чутком и взволнованном сердце Элеп Гранжан. Окружив хрупкое чувство своей героини поэзией и подлинной красотой, Золя сделал очевидным неизбежность его гибели в среде своекорыстных и черствых буржуа. «Это страница, вырванная из книги целой жизни, страница не только любви, но также и страница страдания — страница глубокого психологического анализа в духе Стендаля», —писал критик Луи Депре. Но это книга не только о безрадостной и обманутой любви, это также песнь о Париже. Эмиль Золя воспел величавую красоту Парижа, показав его при свете дня и в часы заката, в сказочном зимнем наряде и в расцвете ярких красок весны. Успех последних романов, и прежде всего «Западни», позволил Золя осуществить давнюю мечту — в 1877 году он купил скромный домик в сельской местности неподалеку от Парижа. И с тех пор писатель проводил в своей меданской усадьбе значительную часть года, бывая в Париже не более двух-трех месяцев. Судя по воспоминаниям Ги де Мопассан, который часто гостил в Медане, Золя работал в просторной комнате. Ее широкие окна глядели на необъятную равнину, перерезанную длинной полоской Сены, па далекие, покрытые лесом холмы, где виднелись крестьянские дома. Он старался неукоснительно следовать годами сложившемуся распорядку. Писатель рано вставал, совершал прогулку, часто па лодке, а затем садился за стол, - Работал он с девяти утра до часа дня без единого перерыва. За это время успевал написать три-четыре страницы. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|