|
Проблема роли воспитания в формировании личности по тексту А. П. Чехова «Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами…» (ЕГЭ по русскому)Как воспитание влияет на формирование характера? Над этой важнейшей нравственной проблемой размышляет автор предложенного для анализа текста А. П. Чехов. Герой-рассказчик повествует нам историю о том, к чему приводит неправильное воспитание. В доме дяди рассказчика, Пётра Демьяныча, однажды заводятся мыши. Он решает приучить двухмесячного котёнка к охоте на грызунов-паразитов. Решив, что если предварительно показать «потомку тигров» его потенциальную добычу, то в нём проснутся природные инстинкты хищника, и при следующей встречей с жертвой он непременно атакует её. Однако практика показывает абсолютную неэффективность такого метода, и даже наоборот, подобный «воспитательный» метод наносит вред и вынуждает страдать воспитанника. Но Пётр Демьяныч не собирается сдаваться и с каждой следующей попыткой грубее обращается с животным: «мучитель-воспитатель со свирепым лицом», «хватая за хвост», «швыряя ногой», называя его при этом разными ругательствами: «каналья», «мерзавец», «подлец». Таким образом, анализируя этот пример, мы можем наблюдать, к чему приводят насильственные и агрессивные методы воспитания, какой «вклад» они привносят в формирование характера личности. Затем описывается история уже самого героя. «Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки латинскому языку», — подчёркивает автор. В этот раз подобные методы обучения применяются уже в отношении человека. И точно так же данный метод не способен принести плоды — вместо того, чтобы восторгаться произведениями классической древности, герой, вспоминая «жёлто-серое» лицо дядюшки, его крики, подобно коту, ударяется в постыдное бегство. Из этого примера становится совершенно очевидно, что насилие и жестокость в воспитании недопустимы не только по отношению к людям, но и по отношению к животных. Подобные методы воспитания оставляют неизгладимый след на процесс формирования характера. Обе иллюстрации, дополняя друг друга, помогают читателю понять, какую важную роль в формировании характера играет воспитание. Позиция автора не вызывает сомнений. Определённо, в воспитании недопустимы насильственные методы. Ведь именно с воспитания начинает формироваться характер. Давление, угрозы и жестокость по отношению к воспитаннику только угнетают его, отбивают желание продолжать обучение, превращая каждое занятие в муку. Я согласен с мнением автора. Действительно, именно от воспитания зависят многие важные стороны характера. Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, обращусь к роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой произведения Илья Ильич рос в «сонной Обломовке», детство его протекало плавно и беззаботно, не было обременено какими-либо делами. И что в итоге? Вот он уже молодой человек лет тридцати двух, а образ жизни так и не изменился, несмотря даже на поместье и триста пятьдесят душ, наследником которых он остался после смерти родителей. Единственными его занятиями является лежание на диване и философские размышления. Но в этом романе есть и противоположный пример — Андрей Штольц. Он рос в семье волевого, сильного, прагматичного немца и русской чувствительной женщины, «забывавшейся от жизненных бурь за игрой на фортепьяно». Благодаря такому разноплановому воспитанию он сформировался в довольно разностороннюю личность. В отличие от его ровесника Обломова, он постоянно находится в движении, берется за любое дело, ездит в свет и даже успевает читать различную литературу. Таким образом, можно увидеть, что именно воспитание играет основополагающую роль в формировании характера. Невозможно воспитать хорошие качества в человеке, используя при этом жестокие, навязчивые методы. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|