|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XXI века
Анализ прозаического произведения «Наш мокрый иван» Марины Львовны Москвиной (Литература XXI века)Казалось бы, впервые увидев название текста, нельзя понять, в чём заключается сюжет и идея произведения. Это действительно так. Но после прочтения сразу становится ясным, что «Наш мокрый иван» — главный символ одноимённого рассказа Марины Москвиной. Растение передаёт чувства героев, это необычный объект, наделённый эмоциями и способностью реагировать на происходящие события. Тема рассказа «Наш мокрый иван» — быстро принятые, необдуманные и спонтанные решения, из-за которых жизнь может измениться в один миг. Повествование ведётся от лица ребёнка, Андрюхи, запечатлевшего свою грустную маму. Что случилось? Почему накануне праздника, рядом с наряженной ёлкой, близкий человек грустит? Здесь можно заметить контраст, противоречие. Но после слов мамы всё предельно ясно для читателя. Муж ушёл к другой, оставив жену с ребёнком. Интересна композиция рассказа. Уходя от Люси, папа Миша произносит фразу, связанную с облаками: «Это же самое облако плывёт сейчас над моей Люсей». Этим автор показывает, что, даже разрывая связь с настоящей женой, муж будет с ней рядом, он ещё не готов или не до конца решил, «отстраняться» ли, покидать ли её навсегда. В конце произведения звучит похожая фраза: «Это же облако проплывает над моей Надей», что очень символично. Исходя из этого, папа Миша кажется нерешительным, мягким будто облако; не в силах определиться, с кем он хочет связать свою жизнь. Также время в тексте меняется с настоящего (реального) на прошлое и наоборот. Возникает проблеск в виде воспоминания, когда папа говорил, что, если кто-то и уйдёт от нас, пусть заберёт с собой. В сознании ребёнка сложилось так, что семья – целый и единый организм, который никогда не разрушится. Однако взрослые знают, насколько сильно один поступок может повлиять на их взаимоотношения. Прослеживается антитеза (семья для ребёнка и семья для взрослого). Со стороны Андрюхи измена — это детское искреннее непонимание, впечатлительность, множество вопросов без ответов («Как можно разлюбить? Кого? Маму???»), желание всё исправить. А со стороны взрослого — принятие ситуации и смирение. Безусловно, стоит рассмотреть систему персонажей рассказа. Люся — мама Андрюхи, о которой сказано не так много. В сравнении с Надей она не умеет готовить, сильно переживает в связи с изменой мужа и радуется его возвращению. Я могу предположить, что «наш мокрый иван» сравним с образом Люси. После ухода Миши она поникла, стала грустной, с печалью рассказывала сыну об уходе отца. Возможно, Люся была сильно привязана к мужу, также как и «мокрый иван». «Он без папы не может ни дня» — так происходит и с Люсей, и с другими людьми во время ухода родного, незаменимого человека. Кто-то берёт себя в руки, а кто-то «сбрасывает листья» как «мокрый иван». Надя — истинная домохозяйка, культурный и разносторонний человек со множеством интересов. Но все эти суждения субъективны, потому что такой представляет Надю вдохновленный, окрылённый папа. Он высказывается о ней, как о женщине мечты и прекрасном специалисте. Тогда почему в конце всё-таки уходит? Папа Миша вспоминает о реальности (жене, быте, сыне), его не удерживает красивая картинка Нади. Ещё, только этому персонажу дана фамилия (Каракозова), что говорит об исключительности героини. Говоря об Андрюхе, то это добродушный ребёнок, борющийся за счастье своей семьи. Образ папы Миши, исходя из субъективного мнения ребёнка и Нади, таков: заботливый, но хвастливый, самолюбивый человек, который за обедом рассказал о целых трёх «личных преимуществах». Анрюха верно подмечает, что «папа всех здорово морит». Это намёк про характер, темперамент отца. Также папа Миша легко расстаётся со своим прошлым, не подумав, чем его поступок может обернуться. В этом заключается проблема: человек не понимает, чего он хочет в жизни, следовательно, мечется; пытается найти счастье в чём-то другом, нежели ценить то, что есть. Заканчивая просматривать систему персонажей, хочется ещё упомянуть пространственные модели, которые так или иначе связаны с образами героев. Приходя к Наде, Андрюха замечает невероятный холод, от которого папа стал сине-зелёным. Квартира героини — её некое отражение в глазах ребёнка. Для него Надя «холодная», в отличие от тепло любящей мамы. Произведение «Наш мокрый иван» можно отнести к направлению реализм. Но в тексте есть также очевидные символы (облака, растение) и элементы романтизма (двоемирие). Рассказ богат на различные средства выразительности, которые показывают необычность, исключительность ситуации. Например, инверсии («многообещающе сказал он», «вышла Каракозова») и ирония («дули ветры с Ледовитого океана», «папа всех здорово морит»). Лёгкость в восприятии и приближённость к читателю достигается благодаря просторечным словам («отчебучил, втрескалась, наворачивает, не пожмочничала, шапка-ушанка). Интересное сравнение можно увидеть в конце («все чуть листья не отбросили от радости»), которое показывает, насколько важен для членов семьи папа Миша. Таким образом, идея данного произведения — необходимо обдумывать каждое решение, трезво оценивать происходящее, взвешивать все «за» и «против». Только после этого совершать какие-то поступки. Порой мы не задумываемся о том, насколько серьёзно можно ранить человека одним действием. За любой поступок нужно нести ответственность. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Кутявина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|