|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XXI века
Рецензия произведения «Девушка в зеркале» Эрика-Эммануэля Шмитта (Литература XXI века)Проблема женского счастья является центральной в произведении «Девушка в зеркале» Эрика-Эммануэля Шмитта. Читателю представлены три истории о трех разных женщинах. Юная невеста в средневековом Брюгге. Скучающая аристократка в Вене начала 20 века. Развратная голливудская звезда-наркоманка в наши дни. Каждая живёт в своей эпохе, у каждой своя судьба и своя трагедия. Несмотря на то, что жизни их никогда не пересекутся, создается впечатление, что всё-таки что-то их связывает, но об этом мы говорим немного позднее. Произведение само по себе написано очень «вкусно», язык приятный и лёгкий, поэтому читается книга буквально в один присест. Каждая история ярко контрастирует с другими. Если читателю вздумается открыть рандомную страницу книги и прочитать несколько предложений, то он ни за что не спутает, чья именно линия сейчас перед ним. И дело здесь не только в упоминание имён, привязанных к окружению той или иной барышни, и не в упоминании каких-либо вещей, характерных только для того или иного периода времени. Именно об этом я бы и хотела рассказать подробнее, потому что каждая из героинь заслуживает отдельного внимания. Читая главы про Анну, меня одолевало чувство небывалой лёгкости, которая возникала благодаря удивительно приятному языку автора. Анна — персонаж, лишённый каких-либо предрассудков, её разум чист, а душа невинна. Ее моральные устои сильно опережают время, в котором живёт девушка. Анна посвящает всю себя любви к Богу, но для неё вера не является сдерживающим фактором, как для многих религиозных людей. Она не боится попасть в Ад. Ей удается видеть невероятную красоту во всём, что её окружает. Поэтому ей куда роднее леса и поля, нежели чем люди. Многие жители города Брюгге грубы с ней, потому что для них она выглядит нелепой чудачкой, но Анна никогда не отвечает злом на зло, не потому что так написано в Библии, а потому что так велит ей сердце. Автор выстраивал образ Анны с большой нежностью. Мне кажется, что через неё он хотел показать всю первозданную чистоту и искренность, которая заключена в человеке с самого начала, то, каким может быть человек, не изувеченный страданиями и обидой на других. Автор удачно помещает героиню именно в ту эпоху, на фоне которой это видно ярче всего. На фоне грязного и суеверного Средневековья девушка сияет так же ярко, как сияет луна на небе средь кромешной темноты. Её свет не погас даже спустя несколько сотен лет, сквозь века она коснулась и души Ханны, второй героини романа. Про Ханну я могу, пожалуй, говорить часами напролет и всё равно останется что-то, что я забыла упомянуть. Её судьба мне кажется самой непростой и трагичной. Ханна потеряла родителей еще в детстве, но ей осталось их приличное состояние, на которое она и жила. Будучи знатной аристократкой по происхождению, Ханна понимала, что её жизнь предопределена. Она выходит замуж за завидного жениха Франца, о таком любая благовоспитанная девушка может только мечтать: он богатый, неглупый, любящий, красивый. Ханна живет в роскошном доме, её гардероб ломится от дорогих нарядов, она частенько посещает светские мероприятия, не отказывая себе ни в чём. Казалось бы, её жизнь идеальна, но девушка всё равно чувствует себя несчастной и одинокой. Главы с Ханной отличаются от остальных не только эпохой и местом действия, но и стилем написания. Вся её история написана в эпистолярном стиле, то есть обо всем читатель узнает не из общих описаний автора, а из личных писем Ханны, которые она посылает своей близкой подруге. Сюжетная линия Ханны покорила меня своей прямолинейностью. Несмотря на то, что события разворачиваются в первой декаде 20 века, а значит в обществе принято держать себя очень строго, автором описывается множество сексуальных совершенно не романтизированных сцен. От первого лица описываются все мысли героини, её отношение к сексу, к сплетням подруг и к месту женщины в обществе. От Ханны все ждут рождения ребёнка, потому что ничем другим женщине не положено заниматься. Первая беременность девушки оказывается ложной, но никто кроме врачей об этом не знает. Это событие становится сильным ударом для Ханны. Страх повторной неудачи и общественного осуждения приводит девушку к психотерапевту. Это и становится отправной точки переосмысления Ханны всей своей жизни. В конце концов, она осознаёт, что вся та жизнь, которую она ведёт, её не устраивает. Она решается уйти от мужа, которого, к сожалению, на самом деле не любит, уезжает из города и начинает углубленно заниматься психологией. Я считаю, что в образ Ханны автор хотел вложить ту смелость и решительность, которой не хватает многим современным женщинам. Именно через её образ он показывает читателям, как важно не закрывать на внутренние проблемы и уметь прислушиваться к себе. Эмму, пожалуй, можно назвать самым противоречивым персонажем. Актриса-наркоманка с роскошной внешностью и большими гонорарами. Таким персонам не привыкли сопереживать, и напротив — таким сопереживают слишком часто. Личности, вроде Эммы, сияют с невыносимой яркостью, их публичность — их дар и проклятие. Из таких обычно лепят либо надменных светских львиц, обвешанных скандалами и дурными привычками, таких ненавидят, таких презирают, таким завидуют; либо выстраивают аккуратно сшитый образ жертвы, на которую так неожиданно свалилась слава, опьянившая и поглотившая. Первым обычно занимается желтая пресса, второе — удел писателей. Поэтому мое первоначальное отношение к Эмме было предвзятым. Уж слишком много таких однобоких историй было помещено на страницы книг. Но история с Эммой сильно отличается. Да, здесь присутствуют стандартные клише: девочка сирота, популярность с раннего девства и как следствие отсутствие должного воспитания, злой агент, перекрывающий кислород, заваливает актрису проектами-пустышками, которые приносят хорошие деньги. Но из всего этого не слеплена жертва. Эмма представлена совершенно обычной женщиной со своими мечтами и надеждами. Автор выстраивает образ актрисы с лёгкой усмешкой и иронией. Всех трёх героинь автор объединил не случайно. Помимо небольшого фактического столкновения трёх сюжетных линий, девушки объединены и многим другим. Каждая из них чувствует себя «другой», лишней среди своего окружения, своих близких. Кажется им всем не место в их же жизнях. Каждая проходит свой путь от незначительных внутренних колебаний и сомнений, до кардинальной смены всего. Для себя я вынесла важный урок из романа Эммануэля Шмитта — твоё происхождение не определяет твою судьбу. Анне и Ханне было суждено выйти замуж и посвятить себя мужчине и материнству, но они этого не сделали. Эмме было суждено играть во второсортных комедиях, растрачивая свой талант впустую, и умереть в 30 от передозировки, но она этого не сделала. Каждая из героинь плыла по течению до какого-то судьбоносного момента, когда каждая из них осознала, что хочет от жизни чего-то другого. Анна первая из всех, буквально в первой главе, отрекается от предначертанного пути и начинает гнуть свою линию, пытаясь выстроить свой путь, невзирая на общественное порицание. Ханна постепенно приходит к тому же, но решается на кардинальные перемены гораздо позже. Эмма самой последней обретает свободу, отпуская свою прежнюю жизнь. Мы так или иначе являемся эхом прошлого, мы отражение наших предков, и возможно если бы можно было также одновременно открыть несколько порталов в различные эпохи и понаблюдать за ними, как за рыбками в аквариуме, мы бы увидели, что мы не такие уж и разные. Эпохи сменяются, меняются декорации вокруг нас — технологии развиваются, развивается мода, пишутся новые книги, но человеческие проблемы неизменны. Переживания человека стары и вечны. В какое бы время ни родилась женщина, ей придется столкнуться со множеством трудностей, но нет ничего непреодолимого. Эти три истории – яркое тому доказательство. Где бы ты ни родилась, с какими бы людьми ни сталкивалась – ничто не определяет тебя и твой жизненный путь. Ты хозяйка своей судьбы. Обновлено: Опубликовал(а): bunnyss_trip Внимание! Спасибо за внимание.
|
|