|
Трагическое и комическое в произведениях А. П. Чехова по рассказу «Ионыч» (ЕГЭ по литературе)Антон Павлович Чехов не случайно считается мастером короткого рассказа. В своих произведениях писатель поднимает актуальные и по сей день темы, раскрывает важные для общества проблемы, сочетает трагическое и комическое. Вероятно, именно умение автора вложить столь глубокий смысл в произведение малого жанра позволило обществу обратить внимание на его мастерство. Так, тесное соприкосновение трагедии с комедией мы можем увидеть на примере произведения «Ионыч», названного по произошедшему от отчества прозвищу главного героя — Дмитрия Ионыча Старцева. Уже с самого начала рассказа читатель знакомится с семьёй Туркиных. Чехов обращает особое внимание на предпочтения членов семьи: Иван Петрович любил устраивать спектакли, в которых сам же играл старых генералов, Вера Иосифовна зачитывала гостям свои романы, а дочь их, Екатерина Ивановна, играла на рояле. Однако такое, казалось бы, простое и ничем не примечательное описание семьи автор завершает словами о жареном луке. Жареном луке, описание запаха которого, словно неотъемлемой части дома Туркиных, ещё встретится читателю в рассказе. Комичность же образа Туркиных заключается в их однообразии и наигранности. Так, Ионыч, впервые посетив дом известных в городе людей, был встречен хозяином привычной ему фразой «здравствуйте пожалуйста». Эти слова Иван Петрович говорил всем гостям, которые только не приходили в его дом. Вера Иосифовна неизменно читала свои работы, а Екатерина Ивановна, названная Котиком, играла что-то на рояле. Печальным подтверждением тому становится визит Ионыча к Туркиным спустя четыре года после первого знакомства. Несмотря на обилие событий, произошедших за прошедшее время, обстановка в доме Ивана Петровича ничуть не изменилась. Быть может, лишь жильцы постарели. В остальном же всё было стабильно: так же пахло луком, глава семьи так же встречал гостей со словами «здравствуйте пожалуйста», а дочь и жена его выполняли, соответственно, свои обязанности перед гостями. Слуга их, теперь уже выросший, всё так же встаёт в неизменную позу. Однако, возвращаясь к тебе трагичного и комичного, нельзя оставить без внимания личность Ионыча. На протяжении всего произведения Чехов не один раз обратится к портрету Старцева, заставляя читателя обратить особое внимание на изменения во внешности и характере героя. Так, изначально бодрый, общительный и любящий свою работу Дмитрий Ионыч знакомится с семьёй Туркиных и осознаёт, что испытывает чувства к Екатерине Ивановне. Изначально не желая скрывать своей влюблённости, герой оказывается жертвой девичьей шутки, вынужденной провести ночь на кладбище в ожидании возлюбленной. Вероятно, уже на этом моменте читатель может увидеть пробивающийся росток трагедии, без которой не обходится ни одна игра на чувствах влюблённого. Когда же Старцеву удаётся провести серьёзный разговор с Туркиной, он узнаёт, что Екатерина Ивановна не готова стать его женой. Героиня, мечтающая поступить в консерваторию, видит в браке лишь преграду на пути к счастливой будущей жизни, развитию карьеры. По мнению Туркиной, Дмитрий Ионыч заинтересован в продолжении жизни в городе, чего сама героиня вовсе не желает. Получив столь категоричный отказ, Ионыч покидает дом Туркиных и больше не посещает его как прежде. Лишь необходимость посещать болеющую Веру Иосифовну заставляет земского врача возвращаться в более нелюбимое место. После отъезда Екатерины Ивановны в консерваторию, жизнь главного героя значительно меняется. Теперь Чехов уже не описывает своего персонажа как влюблённого молодого человека. Ионыч, оставленный наедине со своей работой и неразделённой любовью, полнеет и становится сварливым. Его отношение к окружающим людям и своей работе так же меняется в худшую сторону. Теперь героя интересовало, вероятно, лишь закладывание денег в банк и вечерняя игра в карты. Подобные изменения героя заставляют читателя задуматься о том, насколько трагичным выступает для него прощание с возлюбленной. Можно сказать, что все те качества, которые люди когда-то ценили в земском враче, погибают вместе с его чувствами к Туркиной. Усугубляется же состояние героя после его последнего визита в дом некогда любимой Екатерины Ивановны. Вернувшаяся из консерватории героиня осознаёт некогда совершённую ошибку и желает её исправить, проявляет внимание к Ионычу, но тот более не способен ответить Туркиной тем же. Он буквально зачерствел. Последний визит Старцева в дом некогда возлюбленной лишь усугубил его состояние. Он ещё больше пополнел, ожирел и ходил, откинув голову назад. Рассматривая изменения главного героя в целом, можно сказать, что много лет назад в саду Екатерина Ивановна буквально убила того Дмитрия Ионыча, с которым читатель познакомился в начале рассказа. Именно это убийство, окружённое атмосферой комичной праздности, становится главной трагедией произведения. Теперь город знает Ионыча как сварливого мужчину, который при любом недовольстве стучит палкой о пол. Туркины же, к удивлению, сохранили свою неизменность. Сохранилась и комичная фраза Ивана Петровича: «Прощайте пожалуйста». Таким образом, настоящая трагедия рассказа Чехова — душевная гибель Старцева — разворачивается на фоне комичной праздности и статичности Туркиных. Пока земский доктор был вынужден хиреть от разрастающихся на почве убитой любви злости и неприятия своей работы, семья Туркиных продолжала радовать своих гостей неизменностью, пытаясь соответствовать образу самой образованной и талантливой семьи. Обновлено: Опубликовал(а): L-Lana B-Banana Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|