|
Комическое и трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина (ЕГЭ по литературе)Для сатирических сказок «для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в которых автор высмеивал пороки людей, характерно сочетание трагического и комического. Рассмотрим, как это проявляется в сказках «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В «Премудром пискаре» Салтыков-Щедрин использует обобщенный аллегорический образ пискаря, чтобы в иносказательной форме обличить людей трусливых, мелочных и нерешительных, которые бессмысленно существуют, не принося никакой пользы обществу. Комизм истории создается с помощью гротеска, то есть, преувеличения деталей сюжета: пискарь «жил — дрожал, и умирал — дрожал» больше ста лет(!), прячась в своей норе от всех опасностей. Однако в развязке сказки — при гибели пискаря при неизвестных обстоятельствах — в то же время звучит трагизм. Съела ли пискаря щука или унесло его, умершего своей смертью, течением на поверхность — никто этого не знает. Читатель сочувствует пискарю, вдруг незаметно для всех — ведь он не имел ни семьи, ни друзей — исчезнувшему, так как жизнь его была бесцельна и безрадостна. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» комично внезапное появление двух генералов на необитаемом острове, которые оказываются абсолютно беспомощны без прислуги: готовы от голода даже есть перчатки. Но на острове им удается найти умелого мужика-«тунеядца», который не только охотно приступает к их обслуживанию провизией, но и даже по приказанию вьет веревку, чтобы себя же привязать к дереву. С одной стороны, автор смеется над слабостью и глупостью генералов, не способных выжить в суровых условиях самостоятельно. С другой стороны, автор ужасается невежеству генералов, не достойных своего высокого положения, и рабской натуре умного и сильного мужика, что не уважает себя, не имеет чувства собственного достоинства, радуясь рюмке водки в вознаграждение за свой тяжелый труд. В сказке «Дикий помещик» комичен образ центрального персонажа — князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Вызывает смех глупая самонадеянность князя, когда тот просит Бога «очистить» своих владения от мужика — ведь без прислуги он окажется полностью беспомощен, начнет в буквальном смысле дичать. Снова комизм достигается приемом гротеска: после исполнения просьбы по мере постепенного запустения хозяйства помещик постепенно уподобляется животному внешне и внутренне. Так, он зарастает шерстью и приобретает звериные повадки — ходит на четвереньках, ест сырое мясо, заводит дружбу с медведем. Однако процесс нравственной и умственной деградации помещика в то же время трагичен, так как через его собирательный образ автор обличает все помещичье сословие, указывает на его неспособность к существованию без народа-труженика. Таким образом, в сказках Салтыкова-Щедрина наблюдается соединение трагического и комического в обличении людских пороков: трусости, невежества, рабской покорности, самонадеянности. Обновлено: Опубликовал(а): Вера Латышкина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|