Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотив грозы в одноименной пьесе (Островский А. Н.)

Гроза. Именно это слово Островский принимает основной мыслью к своему произведению, но её значение многозначно, что я попытаюсь доказать в своём эссе. Тема гроза здесь, по моему мнению, достаточно ярко раскрывается через многозначность. Мой интерес к различной трактовке смысла этого образа состоит в том, чтобы разобраться в истинном значении пьесы, до конца понять мысль, которую хотел донести автор. Я считаю, что гроза является одним из главных образов произведения, давая ключ к пониманию внутреннего и внешнего конфликта людей, живших во времена крепостного права, и самого писателя.

Это и является моей первой трактовкой грозы.

Произведение было написано за два года до отмены крепостного права, которое в последние годы больше походило на рабство — «…И рабство, падшее по манию царя…», — А. С. Пушкин в стихотворении «Деревня». В стране царил кризис системы: возросшие повинности и подати, неурожайные года и Крымская война заставили крестьян активно участвовать в революционных движениях. Ранее, идеи Николая I об отмене права были отвергнуты помещиками, которым оно шло на руку. Наблюдается конфликт «новых» и «старых» взглядов — крестьян и помещиков соответственно. Этот конфликт, а так же все ужасы крепостного права, занимают значимое место в русской литературе: в «Муму» барыня помыкает своим подчиненным Герасимом, а Троекуров из «Дубровского» жестоко обращается со своими крестьянами. В этих и других произведениях описан внешний конфликт — борьба крестьян с помещиками. Островский же берется за внутреннюю борьбу: в пьесе нет как такового противостояния слоев населения, но есть «старый» и «новый» миры. За «старый» мир выступают Феклуша, Савел Дикой, Марфа Кабанова, её сын и другие, а за «новый» — Катерина Кабанова. На примере борьбы и кончины Катерины автор показывает значимость свободы и взаимоуважения. Гроза здесь принимает вид противостояния или даже символом восстания.

Стоит сказать не только о борьбе Катерины с внешним миром, но и борьбе со своим внутренним миром — здесь тоже присутствует образ грозы. Девушка не может справиться со своими грехами, что вызывает в глубине нее грозу — собирательный образ из страха, обиды и стыда. Частым явлением в литературе является сравнение душевных терзаний с природой: А. А. Фет описывает горячее солнце, вторящее его приветливому, дружелюбному настроению в произведении «Я пришел к тебе с приветом…», а М. Ю. Лермонтов сравнивает лирического героя с тучами в одноименном стихотворении. Писатели часто обращаются к описанию природы, чтобы показать характер персонажей, усилить их эмоции и переживания и показать неразрывную связь человека с его истоками, что и делает А. Н. Островский.

Можно посмотреть на пьесу через призму Библейских сюжетов. С образом грозы Иисус связывал двух своих учеников — Иоанна Богослова и Иакова Заведеева, называя их «сыновьями грома». Островский обращается к апостолу Иакову при создании образа Катерины. Он является единственным из двенадцати апостолов, чья смерть была описана в Новом Завете, к тому же, смерть была мученической. Так же, жизнь Иакова была тесно связана с водой: он был рыбаком, его изображают на святых полотнах с ракушкой морского гребешка, после смерти его тело было пущено по волнам моря, что может быть связано со смертью Катерины именно в реке. Стоит отметить, что у апостола был порывистый характер, что могло лечь в основу характера Катерины. В доказательство так же можно привести тот факт, что в Испании Иаков считается покровителем борьбы, что схоже с борьбой Катерины против устоев Калинина. В свою очередь, с апостолом Иоанном можно связать образ Кулигина: Иоанна изображают с пером и книгой в руках — символами мудрости, что вполне подходит Кулигину. Иоанн тоже был рыбаком, что можно связать с тем фактом, что не кто иной, как Кулигин вытащил из реки Катерину. К этой гипотезе можно добавить то, что апостол однажды воскресил утопившегося в море язычника.

Если разбирать более поверхностные значения, можно сказать о грозе, как о природном явлении. Гроза сопровождает героев на протяжении всех действий пьесы, вокруг неё строится вся жизнь горожан. Гроза неразрывно связана с дождями, что опять же отсылает к Катерине, образ которой связан с водой. Интересно, что молния может возникнуть от сближения разноименно заряженных частей двух облаков, что отсылает к конфликту сближения «старого» и «нового» мира — двух частей одной страны.

Резюмируя, можно сказать, что гроза, как целостный образ, сыграла немалую роль в произведении: тема грозы — это завязка, кульминация и развязка пьесы, в том или ином смысле.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.