|
Мотив купли-продажи в пьесе «Бесприданница» (Островский А. Н.)Мотив — это дополнительные второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. Это деталь, штрих, какой-то, часто ускользающий, но устойчиво повторяющийся элемент смысла, создающий определённое настроение. Он повторяется вновь и вновь, привлекая, наконец, внимание читателя. Автор не указывает на него специально, не подчёркивает его. Но за мотивом стоит гораздо более глубокое содержание, чем может показаться на первый взгляд. Мотив чаще всего появляется как знак очень важной для автора идеи, не получившей воплощения в образах или сюжете произведения. Ситуации с куплей-продажей неоднократно в различных вариациях повторяются на протяжении всей пьесы. Драма начинается диалогом Кнурова и Вожеватова о покупке Василием Данилычем «Ласточки», парохода Паратова. Позже выясняется, что Паратов продает не только «Ласточку», но и себя: растранжирив свое состояние, он вынужден жениться на богатой наследнице золотых приисков, при этом совершенно не любя свою невесту. Особенно преуспела в вопросах торга и купли-продажи мать Ларисы. Она откровенно торгует своими дочерями, пытаясь выдать их за обеспеченных женихов и тем самым поправить и своё, сильно пошатнувшееся после смерти ужа, материальное положение. Также её замечательно характеризует эпизод с повторной продажей подарка для своей дочери при том её не беспокоит . что оба дарителя — хорошие знакомые, и они в случайном разговоре легко вводят её на чистую воду. Но у неё извращённое понятие о чести. Для неё бесчестие — быть исключённой из так называемого «высшего» общества провинциального Бряхимова, но не бесчестие, попасться на сомнительных махинациях с подарком любимой дочери. Наиболее гнусным проявлением торга можно считать сцену с разыгрыванием в орлянку Ларисы Кнуровым и Вожеватовым. Характерно, что Вожеватов в своих глазах видит себя порядочным человеком, человеком слова. Он говорит Ларисе, что она не может быть, потому что он дал честное купеческое слово. но человек чести никогда бы не стал ставить на кон судьбу женщин, которая ему не безразлична. в финале пьесы , когда у Ларисы Огудаловой открываются глаза на всё происходящее вкруг, и она понимает, что для всех её окружающих мужчин она была лишь средством для повешения либо своей самооценки, либо положения в обществе, либо просто престижным призом, то есть по сути вещью, которую можно покопать и продавать, Лариса понимает что она не может и не хочет жить в этом жестоком мире с его купеческими нравами. Понимая, что сама бы она не нашла сил покончить с собой, она говорит своему убийце «»благодарю. Таким образом, Островский обличает гнусные нравы, царившие в обществе конца 19 века, обществе зарождающегося капитала, где всё продаётся всё покупается, причём не только купцами, но и дворянами и разрушает жизни всех: и тех, кто живёт по правилам этого общества, и тех, кто не может смириться. Обновлено: Опубликовал(а): aline1 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|