|
Вы здесь: Критика24.ру › Островский А. Н.
Анализ «Грозы» (Островский А. Н.)Свою пьесу «Гроза» крупнейший культурный деятель 19 века Александр Николаевич Островский написал в октябре 1859 года. Идея создания данного произведения пришла к Островскому, когда он путешествовал по Волге. Во время экспедиции Александр Николаевич слышал местный говор, видел отношения горожан, наблюдал за бытом и жизнью людей, живших в волжских городах. Именно это описывает писатель в своем творении, ведь его так поразила картина, открывшаяся перед ним. И не сложно догадаться, что направление пьесы — реализм. Удивительно, с какой точностью автор в экспозиции пьесы погружает читателя в быт, передает истинные нравы и жизнь в городах подобных тем, которые видел Островский во время своего плавания. Ведь Калинов — это собирательный образ волжских городков. Ещё раз доказывает талант Островского одна забавная история, связанная с этой пьесой. Когда вышла рукопись люди узнали в сюжете реально произошедшую историю. Но несовпадение в датах опровергло эту сплетню, которую уже успели хорошо распространить. Увидев быт людей, узнав их мировоззрение, Александр Николаевич сумел сделать выводы о том, как поведет себя человек в той ситуации, в какой оказалась Катерина и вообще все жители Калинова. Островский в своём произведении поднимает важную тему борьбы закостенелого общества и молодого нового поколения, стремящегося к переменам. Это особенно заметно в завязке произведения, когда происходит нарастание конфликта Катерины и Кабанихи. Читателю предоставляется увидеть всё с помощью контраста образов этих двух персонажей. Также, проблематика видна в развитии действий драмы, когда мы больше погружаемся во внутренний конфликт Катерины, в диалектику её души. Катерина стала неким символом свободы. Её протест против Домостроя является также и протестом против всего старого, мешающего новому светлому будущему. Она не могла мириться со сложившимися условиями жизни, потребностью унижаться ради исполнения закоренелых законов быта. Душа ее стремилась к более высокому и яркому, для Катерины было пыткой находиться среди вечной лжи и лицемерия. Она не могла жить, как Варвара, которая «не была обманщица, но выучилась, когда нужно стало». Но в темном и невежественном обществе порыв героини оказался обречён на неудачу, которая привела к столь печальным событиям. Кульминация драмы — самоубийство Катерины призвано растормошить будто бы заснувших жителей Калинова. Писатель ловко обыгрывает суть названия пьесы. Ведь вначале весь город, словно застыл, ничего не происходит в нем и будто новое обходит его стороной, как и перед грозой, когда все вокруг затихает перед грозным явлением. Но потом в небе раздаются раскаты грома — Катерина погибает. И именно это заставляет жителей вздрогнуть, очнуться. Тех, кто живёт в Калинове и вместе с ними и всю Россию писатель побуждает выступить против «Тёмного царства» лжи и фальши, против старых устоев и жизни по давно ненужным правилам. Островский провозглашает свободу и отстаивание своих интересов на пути к истинному счастью. Стоит отдельно упомянуть символизм в пьесе Александра Николаевича. Ведь во времена Островского символизм еще не был распространен, а только зарождался и начинал протаптывать свою нишу в российском литературном сообществе. Удивительно, сколькими значениями в драме обладает гроза. Например, гроза — это природное явление(«Да что ты боишься: ещё далеко гроза-то»), предвестник беды («Эта гроза даром не пройдёт), божья кара («Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали»), образ грозы в драме сопряжен с мотивом смерти(«лукавыми не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами»). Помимо грозы еще одним важным символом является река Волга. Она словно разделяет два мира: «Темное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. По мнению барыни Волга - это «омут», в который ведет красота. Река — это олицетворение свободы, путь к счастью и новой жизни. Но в конце пьесы Волга обретает совершенно иной смысл — символ смерти. Также, символом свободы становятся и птицы, с которыми себя ассоциирует главная героиня («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»). Ещё один символ в драме Островского — суд. Кулигин упоминает суд в качестве аппарата, который не призван искать справедливость, правду, а лишь способен наказывать и карать неугодных. Катерина же видит суд с точки зрения верующего человека, её страшит божья кара, а людской суд, чужое мнение ее не волнуют(«коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Таким образом, Александр Николаевич создал произведение, которое разрушило «железный занавес» и открыло людям глаза на несовершенность устоев того общества, в котором они живут. Островский открывает для человека другой мир, в котором провозглашены идеалы свободы и мира с самим собой, где человек может быть счастливым. Обновлено: Опубликовал(а): Валерия Байрамшина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|