|
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»? (ЕГЭ по литературе)В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизин затронул социальную проблему духовного обнищания дворянства. Он обличил крепостническую действительность — своеволие помещиков, несчастье крестьян. Писатель выдвинул мысль о том, что безнравственность крепостников связана с их воспитанием и образованием. Он подчеркнул необходимость в первую очередь в любом человеке взращивать доброту, честность. По этой причине пьесу называют «комедией воспитания». По канонам классицизма, герои четко делятся на положительных и отрицательных. Простакова и Скотинин относятся ко второй группе. Они являются собирательными образами помещиков того времени: «Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?». Собственное беззаконие они оправдывают «указом о вольности дворянства», в силу необразованности («Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому») не понимая его смысл. Оба запомнили права, но не обратили внимание на обязанности. Они являются жестокими крепостниками: «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Но автор обращает внимание, что не герои не виноваты в необразованности и жестокости. Отец не дал Простаковой и её брату образование: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Остальные дети погибли по недосмотру родителей, например, упали с колокольни, что характеризует безответственность и безразличие родителей. Таким образом, жестокость и необразованность Скотинина и Простаковой связана с соответствующим воспитанием. Сына героини зовут Митрофан, что значит «данный матерью». Дав герою говорящее имя, писатель подчеркнул, что самое губительное влияние на личность мальчика оказывает мать, хотя та ощущает к нему «безумную любовь». Родители пытаются дать ребенку образование, однако не могут оценить качество нанятых учителей, а выбирают подешевле. В итоге истории мальчика учит Вральман, бывший кучер Стародума, а русскому языку — Кутейкин, который ушёл из семинарии, испугавшись «бездны премудрости». Одновременно Митрофан наблюдает жестокость и беспринципность матери и, чувствуя покровительство, следует её примеру. Это демонстрирует, что безнравственность и необразованность передается от родителей к детям. Необходимо проводить реформы, чтобы изменить поколения. Стародум является резонером, он высказывает мысли автора. Про Митрофана герой говорит: «Вот злонравия достойные плоды», потому что ребенок — истинное подобие любящей его Простаковой. Стародум вспоминает, что в его время «к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову». Но самое главное то, что отец воспитал в нем честность и благородство: «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Герой понимает, что нравственность важнее образования, нужно больше внимание уделять воспитанию дворян. Таким образом, «Недоросля» по нескольким причинам называют «комедией воспитания». В произведении описывается, как пороки переходят от одного поколения к другому. Это толкает на мысль о значимости воспитания в жизни человека. Резонер Стародум также высказывает это, акцентируя внимание читателя на том, что каково воспитание — таково и будущее страны. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|