|
Вы здесь: Критика24.ру › Золя Эмиль
Биографическая справка. Эмиль Золя. Жизнь и творчество (Золя Эмиль)Эмиль Золя родился в 1840 г. в Париже. Отец его, инженер, был по национальности итальянцем, мать – француженкой. Детство и юность Золя провел на юге Франции, в г. Эксе, где окончил среднюю школу. После окончания школы поступил на службу в Париже, в книжное предприятие, а затем занялся журналистикой и вскоре стал известен как литературный критик, автор романтических стихов и рассказов. В 60-х годах молодой писатель увлекается натуралистическими идеями, объясняющими общественные явления действием природных и биологических факторов. В 1867-68 гг. он выступает со своими первыми крупными романами: «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Под влиянием промышленного кризиса в 1860-х годах, разорившего французскую мелкую буржуазию, и сильно обострившейся классовой борьбы во время Парижской Коммуны в 1871 г. Золя уделяет все больше внимания социальным проблемам. Он задумывает двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» – биологическую и социальную историю одной семьи во время Второй Империи. Отправной точкой в этих произведениях служит проблема наследственности, однако в его лучших романах она оттесняется на второй план социальными явлениями и событиями. Первая книга («Карьера Ругонов») выходит в 1871 г., а последняя («Доктор Паскаль») – в 1893 г. Ценность этих произведений для советского читателя в том, что в них правдиво отражены социально-политическая жизнь Империи Наполеона III, буржуазный быт, рост капитализма, его перерастание в империализм, и наконец, неизбежный конфликт между пролетариатом и капиталом. Однако, несмотря на свою острую критику буржуазии, Золя видит исход не в революции, а в примирении между эксплуататорами и трудящимися. В своих дальнейших сериях романов: «Три города» (1894 – 1898 гг.) и «Четыре евангелия» он проповедует социально-утопические идеи. Как один из руководителей натуралистической школы, Золя написал ряд литературно-критических статей («Экспериментальный роман» – 1890 г., «Романисты-натуралисты» – 1897 г.). Он также принимал активное участие в общественной жизни и издал несколько томов своих публицистических статей («Кампания» – 1894 г., «Истина шествует» – 1901 г.). Золя известен своим выступлением в защиту капитана Дрейфуса, ложно обвиненного в шпионаже французской реакцией. Он обратился к президенту Республики с воззванием «Я обвиняю». Процесс Дрейфуса сближает Золя с правым реформистским рабочим движением, с партией Жореса, и он покидает позиции объективизма и биологизма. О более позднем своем творчестве Золя говорит: «Когда я углубляюсь в какую-нибудь тему, я наталкиваюсь на социализм». Однако это – не пролетарский социализм. Золя до конца жизни остался буржуазным писателем. Творческий метод Золя не диалектический, он рассматривает природу и общество как органическое целое, в то время как Маркс говорит, что «анатомию гражданского общества следует искать в экономике». Однако теория и художественная практика Золя зачастую противоречат друг другу, отчего, несомненно, выигрывают многие его произведения – он не только изображает реальный мир в статике, как это обычно делают натуралисты, но указывает также пути общественного развития и говорит о революционной борьбе пролетариата. Умер Золя в 1902 году.
Источник: Эмиль Золя "Жерминаль". Эмиль Золя (биографическая справка) - с. 493. Государственное издательство Молдавии. Кишинев, 1955 г. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|