|
Анализ стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» (Литература XX века)Стихотворение Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» было написано в 1919 году, а опубликовано двумя годами позже, в сборнике «Огненные столпы». Темой стихотворения является завуалированное описание революционных событий и их последствия, а также воспоминания о прошлом. Стихотворение написано от первого лица. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание его странного путешествия, рассказ о торговле мертвыми головами, повествование о не-весте лирического героя Машеньке. Состоит из 15 катренов с перекрестной рифмовкой, размер – четырехстопный ямб. Гумилев написал стихотворение дольником, с помощью которого передал стук трамвайных колес для усиления художественного эффекта. В начале лирический герой видит появление летящего трамвая, сопровождающееся различными звуками: воронье карканье, звоны лютни и громы. Герой не понимает, как оказался на подножке трамвая. Он испытывает удивление и страх, но остановить транспорт невозможно. Трамвай совершает путешествие сквозь время и пространство и прибывает на вокзал, где торгуют мертвыми головами. В лице палача Гумилев представляет революцию и новую власть, а головы принадлежат его единомышленникам. Далее мужчина обращает внимание на дом, где жила его невеста. Он горько раскаивается, что не воспользовался возможностью увидеть ее в последний раз перед смертью, а вместо этого пошел «представляться Императрице». Машенька – это образ дореволюционной России, разрушенной навсегда. Поэт никак не может смириться с этой потерей. Заканчивается стихотворение мыслью о том, что настоящую свободу человек может обрести только после смерти. «Заблудившийся трамвай» относится к жанру элегия, так как автор передает в нем свои размышления об эпохе. Н. Гумилев для придания стихотворению особой выразительности использовал множество средств. Аллегорией является трамвай – он представляет собой историю и свободно перемещается в различные хронотопы. С помощью сравнения «лицо, как вымя» Гумилев настраивает читателя против персонажа, у которого вместо лица оказалось что-то отврати-тельное. Машеньку автор противопоставляет императрице, космос – природе людей. Поэт принадлежал к поколению акмеистов, однако в этом стихотворении так много метафор и символов, что оно относится к символизму. Литературоведы видят в этом эволюцию творческих взглядов русского писателя. Стихотворение «Заблудившийся трамвай» послужило неким пророчеством для самого автора. А концовка показывает нам Исаакиевский собор – то место, где писатель хочет увидеть панихиду по нему. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Внимание! Спасибо за внимание.
|
|