Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1. Каковы основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»? (ЕГЭ по литературе)

Стихотворения «Море» и «Вечер», написанные Жуковским, относятся к романтической лирике, содержащей философские размышления о жизни, которые подтверждают их отношение к жанру элегия. Рассмотрим, какие мотивы содержатся в этих стихотворениях.

Произведение «Вечер» содержит, прежде всего, мотив переходного состояния как природы, переживающей смену времени суток, так и души человека, сливающейся с ней. Вечер — это время, когда всё засыпает, угасает, словно огонь в сердце лирического героя.

Автор использует множество глаголов, подтверждающих замирание природы и чувств человека: «Померкнули «…», умирает «…», «угасает...» и так далее. С чем связаны эти переходы от светлого дня (радости и упоения лирического героя) к задумчивому, туманному вечеру (угасанию эмоций, нахождению некой гармонии с самим собой)? Здесь проявляются такие мотивы стихотворения, как мотив одиночества, грусти и печали, связанные с рассуждениями лирического героя об ушедших друзьях, которые, возможно, уже не вернутся, осознанием неизбежности смерти и ничтожности земной жизни. Эти философские размышления тесно переплетаются с состоянием природы. Окружающий мир засыпает, звуки затихают, а, следовательно, лирический герой может побыть наедине с собой, раствориться в природе, давая волю своим мыслям. Он осознает невозможность изменения своей судьбы и видит лишь один выход — смирение с ней, поиск ответов на вопросы о смысле дальнейшего существования именно в природе, её движениях и изменчивости. В этом стихотворении также встречается мотив отражения в воде (отражение уходящего луча солнца в реке), которое тускнеет с приходом тьмы, а прежде светящее солнце уходит за горизонт, заменяясь темными тучами. Этот процесс символизирует переход поэта от подвижной, эмоциональной жизни к размеренной, полной дум о смысле бытия.

Мотив отражения встречается и в произведении «Море», где противопоставляются два мира (мотив двоемирия): мир безграничного и свободного неба с миром замкнутого моря, способного лишь рефлекторно отражать происходящее над ним. Снова видно слияние души человека со стихией, неустойчивым, волнующимся морем. Его волны стремятся к свободе, к небу, словно человек, желающий выйти за рамки земной суеты, обрести независимость. Земное для Жуковского — это обыденность, это что-то низкое. Небеса же — это что-то светлое и лазурно-чистое, непостижимое, к которому все так безуспешно рвутся. Присутствие мотива одухотворения природы подтверждается частыми вопросами, задаваемыми лирическим героем самому морю. Он будто беседует со стихией, считая её за отдельное живое существо, пытается понять тайны, скрытые в морском непостоянстве. Море — это посредник между землей и небом, стремящийся из «земныя неволи» к далёкому, светлому небу. В этом проявляется мотив стремления людей к идеалу, которого никак нельзя достичь. Композиция стихотворения напоминает замкнутое кольцо. Сначала море спокойно, ведь имеет над собой лазурное небо (как спокоен человек в своей размеренной жизни), затем оно бушует при приближении темных туч (словно человек, столкнувшийся с проблемами), после чего ему нужно время, чтобы снова прийти в свое умиротворенное состояние, а затем весь этот круг повторяется заново. В этом проявляется цикличность человеческой жизни, её замкнутость, которой невозможно избежать, но все тщетно пытаются сделать это.

Лирика Жуковского весьма интересна, так как она проникнута особыми романтическими мотивами, схожими с чувствами и переживаниями лирических героев, а также находящими отклик в душе самих читателей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.