Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сопоставительный анализ стихотворений «Море» Жуковского и «Погасло дневное светило» и «К морю» Пушкина (ЕГЭ по литературе)

Предложенные для сопоставительного анализа стихотворения Жуковского «Море»и Пушкина «Погасло дневное светило» и «К морю» объединяет тема неподвластной и завораживающей стихии, характерной для жанра элегии.

Во всех данных произведениях лирический герой обращается к морю. Описывается состояние его буйства и покоя. Так или иначе в каждом из трех произведений соблюдаются тематически рамки элегии – стихотворения пронизаны тоской и воспоминаниями о прошлом. В стихотворениях Пушкина «Погасло дневное светило» и «К морю» тема прошлого занимает наибольшую часть. В этих стихотворениях море существует на равнее с воспоминаниями. В «Море» Жуковского же, стихия выдвинута на первый план – ее буйство и красота, Жуковский не говорит напрямую о том, что было раньше, он говорит аккуратно и выражает это через поведение стихии:

«Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него»

Во всех трех произведениях авторы как бы вступают в диалог со стихией, которая может ответить им только своими синими волнами:

«Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?»

(Жуковский «Море»);

«Прощай, свободная стихия!»

(Пушкин «К морю»);

«Волнуйся подо мной, угрюмый океан»

(Пушкин «Погасло дневное светило…»).

Однако же в стихотворении Жуковского и стихотворении Пушкина «К Морю» авторы все стихотворение как бы общаются со стихией.

В стихотворении же «Погасло дневное светило» Пушкин обращается не только к стихии и далеко не к ней одной. Кроме того, в первых двух стихотворениях авторы говорят именно о море, в третьем же Пушкин говорит об океане. В принципе, не существенно, по моему мнению – океан или море, ведь, по сути, они говорят о необъятном своенравном пласте воды. Во всех трех стихотворениях.

В всех данный произведениях о море(или об океане) говорится как о чем-то величественном, буйном, никому неподвластном. И Жуковский и Пушкин восхищаются стихией и не скрывают этого. Однако же, Пушкин более зациклен на переживаниях конкретно лирического героя, на его прошлом, Жуковский же переживания души человеческой полностью отражает в переживаниях моря.

Все три стихотворения, как это уже стало понятно, относятся к романтизму. Интересно, что авторы упоминают и спокойное состояние моря(океана) и неистовое. Причем неистовство стихии восхищает их куда больше.

В целом, сложно переоценить значение элегии для романтизма и темы моря для элегии. Начиная с Жуковского, многие поэты обращались к данной стихии, как к зеркалу души человеческой, что неудивительно, ведь никому неподвластная морская стихия чем-то и правда похожа на человека!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.