|
8. Эмоциональное состояние участников приведённой сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 9. Мелкие амбициозные натуры подобные персонажу Н. В. Гоголя в произведениях русской литературы (ЕГЭ по литературе)8. Эмоциональное состояние участников приведённой сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» меняется в ходе монолога Хлестакова. Иван Александрович понимает, что окружающие верят каждому его слову, и, опьянённый успехом, полностью вживается в роль важного человека из Петербурга. Напротив, городничий и его окружение перестают владеть ситуацией: их лесть сменяется неподдельным страхом. В начале беседы с Хлестаковым чиновники города N были чрезмерно почтительны: Анна Андреевна расхваливала несуществующую книгу Хлестакова и балы в его доме. Однако во время монолога «ревизора» настроение городничего и его окружения меняется, что показано в авторских ремарках: в начале чиновники «с робостью встают со своих стульев», но уже в конце слов Хлестакова Городничий «подходя и трясясь всем телом» пытается что-то сказать. Эмоциональное состояние Хлестакова также изменяется, что показано через речевую характеристику персонажа. Если начало его монолога было связным, то по мере разговора грамотно выстроенные реплики сменяются более быстрыми и отрывистыми: «я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я..."». Это иллюстрирует то, что Хлестаков был «опьянён» всеобщей лестью и верой его словам. Таким образом, речевая характеристика Хлестакова и ремарки автора выдают изменения эмоционального состояния участников сцены. 9. Хлестаков, герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», является служащим низшего чина, однако он прекрасно вживается в роль ревизора и с лёгкостью приспосабливается к новым обстоятельствам. Мелкие амбициозные натуры подобные персонажу Н. В. Гоголя изображены и в других произведениях русской литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Персонаж пьесы А. С. Грибоедова Молчалин живёт по принципам «умеренности и аккуратности», с помощью чего попадает на службу к Фамусуву. Как и Хлестаков, он умеет подстраиваться под обстоятельства. Так, чтобы добиться продвижения по службе, Молчалин готов изображать застенчивого и робкого юношу: он «враг дерзости». Кроме того, персонажей Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова можно назвать «зеркалами» происходящего вокруг: Хлестаков отражает отношение к нему окружающих, о чём иронично говорит эпиграф к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Молчалин не перечит мнению людей вокруг, а отражает его: «Не смею моего сужденья произнесть». Несмотря на это, Хлестаков ненамеренно стал играть роль ревизора, изначально не пытаясь обмануть городничего и чиновников, тогда как Молчалин строит свою жизнь на вранье. Например, он притворяется, что влюблён в Софью и живёт в страхе разоблачения его истинной натуры. Швабрин, герой «Капитанской дочки», также является мелким, но амбициозным человеком. Как и Хлестаков, он преследует корыстные цели во всём. Так, желая сохранить жизнь и влияние, он перешёл на сторону Пугачёва, хотя не разделял его идею. Кроме того, оба героя не способны на искренние чувства. Например, Хлестаков ухаживает и за дочкой Городничего, и за его женой, не зная от кого добьётся взаимности и большей выгоды. Швабрин несмотря на предложение Маше Мироновой и признание в чувствах, пытался опорочить её в глазах Петра Гринёва. Он говорил, что знает «по опыту её нрав и обычай»: стихам она предпочитает материальные ценности. Итак, в приведённых произведениях раскрывается образ мелкого, но амбициозного человека, однако каждый из них обладает уникальными чертами характера. Обновлено: Опубликовал(а): Zhulicorn Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|