|
Образ Кутузова и роль личности в истории по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)Если для Наполеона, завоевателя Европы, добро и зло заключалось в его собственном мнении, то Кутузов исходил из «духа войска», «неуловимой» и великой силы. «И он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Однако встает вопрос: как далеко распространялась власть фельдмаршала? У Толстого был свой особый взгляд на роль личности в истории. Писатель считал, что в историческом процессе нет ничего случайного: все закономерно и целесообразно. Другое дело, что отдельный человек этой закономерности не видит. Он действует в соответствии со своими задачами и интересами, но общий результат конкретных поступков складывается независимо или даже вопреки нашему желанию. Только «великим» людям оказывается под силу отрешиться от личного и стать проводниками высшего смысла истории. Толстого нередко упрекали в том, что его Кутузов бездействует, что он пассивен и безволен. Напротив, фельдмаршал действует, но по-иному, чем остальные. Да, у Толстого сказано, что во время Бородинского сражения главнокомандующий не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался с тем, что предлагали ему. Но согласиться с кем-то или не согласиться — значит сделать сознательный выбор и тем самым направить хронику дня по определенному руслу. Долголетний военный опыт и «старческий ум» подсказывали, что нельзя руководить одному человеку сотнями тысяч других, борющихся со смертью, но можно и нужно видеть «неизбежный ход событий», понимать скрытое значение происходящего, отрешиться во имя общего дела от личных пристрастий. Человек может действительно не знать конечного результата своих поступков, но нравственную ответственность за них он несет до конца. Толстой не признает Наполеона великим именно потому, что усматривает в его делах лишь эгоистические, жадные, честолюбивые претензии, далекие от понятия добра, от «всего человеческого». Наполеон над правдой и истиной, над человеческими судьбами. Распоряжаясь жизнью и смертью солдат, он исходил из концепции своей исключительности, своей гениальности. Простая и скромная фигура русского главнокомандующего противостоит всем формам и образцам ложного величия. Не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их, направлены усилия Кутузова. Сдержанность фельдмаршала, его стремление вести войну в пределах крайней необходимости, отсутствие честолюбивых планов – все это должно подтвердить и подтверждает «вечную истину»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Не только стратегическими или тактическими решениями, но прежде всего самим складом ума и души Кутузов в изображении Льва Толстого выражал военный гений в его национально-историческом содержании. Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|