|
17.1. В чем своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (ЕГЭ по литературе)В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" представлено столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Этот конфликт действительно существовал в феодально-крепостнической России, и автор показал борьбу консервативных и прогрессивных взглядов. Используя образы Чацкого и фамусовского общества, он указал на причины противоречий дворян XIX века. Прежде всего, у поколений разное понятие о гражданском долге. Чацкий убеждён, что служить нужно "делу, а не лицам", он презирает чинопочитание. Однако фамусовское общество вступает в конфликт с героем-резонером, так как оно придерживается другого мнения. Идеалом для Павла Афанасьевича является внесценический персонаж Максим Петрович. На приеме у императрицы "упал он больно, встал здорово", потому что рассмешил людей высоких чинов. Фамусов верит, что ради повышения в должности и денег можно раболепствовать: "Когда же надо подслужиться, / И он сгибался вперегиб". В пьесе автор также противопоставляет образы консервативного и прогрессивного поколений по отношению к просвещению. Чацкий верит в необходимость науки и едет за границу "ума искать". Тем не менее, фамусовское общество настроено против образования. Отец Софьи убеждён в бесполезности знаний: "Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь". Более того, герой "ученье" называет "чумой" и показывает этим свое нежелание узнавать новое и развиваться, в отличие от Чацкого. Представители "века нынешнего" и "века минувшего" также по-разному относятся к своей стране. Чацкий выступает истинным патриотом. Несмотря на долгое путешествие за границей, персонаж признается: "И дым Отечества нам сладок и приятен! " Фамусовское общество, напротив, склонно к подражанию всему иностранному. Эту черту обличает герой-резонер в монологе о французике из Бордо, который приехал в Россию и почувствовал себя "маленьким царьком": "Ни звука русского, ни русского лица / Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями". Автор высмеивает присущие фамусовскому обществу слепое подражание Европе и нежелание сохранять национальные традиции и язык. Таким образом, в конфликте комедии раскрывается основная идея произведения и подчеркиваются недостатки дворян XIX века: чинопочитание, невежество и любовь ко всему иностранному. Обновлено: Опубликовал(а): Диана А. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|