Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1 В чем своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (ЕГЭ по литературе)

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов повествует о феодально-крепостническом устройстве России. Конфликт всего произведения построен на социально-политической борьбе консервативного (старого) и прогрессивного (нового) лагерей. Главным представителем «века минувшего» является Павел Афанасьевич Фамусов, а «века нынешнего» - Александр Андреевич Чацкий. Именно с помощью этих героев развивается основной конфликт произведения.

Чацкий и Фамусов выступают в комедии в роли двух противоборствующих сил, каждая из которых отстаивает не только личные взгляды на жизнь и ее устройство, но и мысли целых социальных слоев общества. Видение мира героев отличается по многим вопросам.

Персонажи спорят на тему образования.

Чацкий является носителем идеи просвещения. Герой считает, что образование необходимо. В одном из монологов он говорит: «Теперь пускай из нас один, //Из молодых людей найдется: враг исканий, //Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, //В науки он вперит ум, алчущий познаний…». По мнению Александра Андреевича, «дремать в неведении счастливом» - это худшее наказание для человека. Однако Фамусов и его окружение не только не признают просвещения, но и считают его сущим «злом»: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина. //Что нынче, пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Более того, Павел Афанасьевич доходит до абсурда, предлагая «забрать все книги бы да сжечь». Используя иронию, автор высмеивает невежество Фамусова, указывая на его глупость и ограниченность.

Отношение к службе у героев тоже отличается. Главное действующее лицо, Чацкий, считает чинопочитание унизительным, недостойным, неприемлемым для человека. Персонаж убежден, что службу нужно исполнять честно и всего добиваться собственным трудом и усердием: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов же, наоборот, уверен, что только чинопочитанием и угодничеством можно добиться продвижения по карьерной лестнице. В продолжение пьесы герой не раз вспоминает о своем покойном дяде Максиме Петровиче, который является для него идеалом, образцом для подражания. Благодаря «сгибанию вперегиб» второстепенному персонажу удалось добиться ласкового обращения императрицы и успеха в обществе: «Кто слышит при дворе приветливое слово? //Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? //Максим Петрович!. . ».

Взгляды действующих лиц комедии на тему любви также различны. Фамусов, выбирая жениха для своей дочери, обращает внимание лишь на богатство будущего зятя, герою неважно, будет ли Софья испытывать к этому человеку искренние чувства: «Будь плохенький, да если наберется//Душ тысячки две родовых, - //Тот и жених…». Поэтому Павел Афанасьевич мечтает выдать дочь замуж за полковника Скалозуба, который, хоть и глуп, но «золотой мешок и метит в генералы». Однако, по мнению Александра Андреевича, любовь – это святое искреннее чувство. Именно поэтому герой, ради того, чтобы увидеть Софью, сразу по возвращении в Москву, спешит в дом Фамусовых, чтобы поскорее встретиться с возлюбленной: «Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног…». Он любит девушку всем сердцем и мечтает быть вместе с ней: «И все-таки я вас без памяти люблю…».

Таким образом, своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом заключается в том, что герои имеют абсолютно противоположные взгляды на одинаковые вопросы, поэтому «веку минувшему», представителями которого являются Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение, чужды взгляды «века нынешнего» в лице Чацкого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.