|
17.1 Смысл названия комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)В XVIII веке недорослем называли молодого дворянина, не достигшего 15 лет и пока не имеющего возможности поступить на государственную службу. В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин придал этому слову новый, иронический смысл. Автор обличил пороки дворянства, указывая не только на Митрофанушку, которому предстоит служба, но и на всю его семью, не доросшую до понимания образованности, нравственности и гражданского долга. Прежде всего, члены семьи Простаковых — Скотининых являются недорослями в умственном отношении. «Без наук люди живут и жили», — такую точку зрения имеет мать Митрофана госпожа Простакова. Она нанимает учителей сыну не для того, чтобы он получил глубокие знания в разных областях, а для повышения статуса в глазах окружающих, так как «ныне век другой» и образованность очень ценится. Также Простакова говорит своему ребенку не учиться, а только делать вид, чтобы Митрофанушка не перетрудился и не утомился, сидя за книгами. Эта женщина не доросла до осознания истинного предназначения образования и не видит смысла в науках, прививая сыну такое же мнение. Митрофан воспитан в соответствии с принципами своей матери. Он так же не стремится к знаниям и считает образование бесполезным. Несмотря на трёх нанятых для него учителей, молодой человек не имеет желания учиться. В кульминационной сцене экзамена Митрофана мы видим, что недоросль даже не понимает, что изучают география и история. Его мать считает, что география нужна только извозчикам, и ее сын имеет такое же мнение. История для него — это рассказы скотницы Хавроньи, которые он слушает вместе с Вральманом. Митрофанушка также считает, что дверь является прилагательным, потому что она «приложена к своему месту». Вся эта сатирическая сцена является подтверждением того, что Митрофан так же, как и мать, не дорос до понимания необходимости образования в современном обществе дворян. Скотинин не уступает в необразованности своим членам семьи. Этот человек презирает науки и книги. Как и его сестра Простакова, он неграмотный и гордится тем, что «отроду ничего не читывал». Скотинин признается: «Я никогда не думаю». Наверное, единственным предметом его дум является разведение свиней, которых он очень любит. Для него свиной хлев гораздо ближе храма науки. Скотинин так же, как его сестра и племянник, является недорослем в умственном отношении. Простакову, Митрофана и Скотинина можно назвать ещё недорослями в моральном плане. Они эгоистичны и не уважают достоинство других людей. Это наблюдается в их отношении к своим слугам и крестьянам. В начале пьесы Простакова ругает Тришку за сшитый для её сына кафтан, который оказался мал. Не стесняясь в выражениях, она называет его «скотом», «воровской харей» и «болваном». Это показывает ее как человека, не умеющего уважать людей, даже если они более низкого статуса. Её сын Митрофан тоже не считает, что к слугам нужно относиться вежливо. Свою няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой», несмотря на всю её заботу и внимательность к своему подопечному. Как и Простакова, он не привык к хорошему отношению к людям. И Скотинин не ценит труд своих крестьян и воспринимает их только как рабочую силу, а не живых людей. Если будут убытки, он «сдерет со своих же крестьян». Скотинин так же не имеет уважения к людям и является жестоким помещиком. Таким образом, члены семьи не доросли до осознания важности уважительного отношения к людям. Понимание своего гражданского долга так же не было привито Митрофану, Простаковой и Скотинину. Их образы противопоставлены положительным персонажам Стародуму, Правдину и Милону, которые, в отличие от Простаковых — Скотининых, честно служат государству. Стародум, увидев Митрофана, сказал: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..». Человек, отдавший всю жизнь служению отечеству, не понимает, какую пользу такой необразованный, невежественный и ленивый дворянин может принести родине. Очевидно, что Митрофан не принесёт ничего хорошего обществу так же, как и его мать Простакова и дядя Скотинин. Мы видим, что члены семьи не доросли и до понимания своего долга перед государством. Таким образом, смысл названия комедии заключается не только в статусе Митрофана, но и в умственной, нравственной и гражданской незрелости главных отрицательных персонажей. Благодаря пьесе Дениса Ивановича Фонвизина имя Митрофана стало нарицательным, и таких «митрофанов» — ленивых, грубых и необразованных людей — в современном обществе, к сожалению, немало. «Недоросль» всегда будет актуальным произведением, призывающим людей к знаниям, уважению к окружающим и честному служению отечеству. Обновлено: Опубликовал(а): Диана А. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|