Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Родион Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Среди мыслителей вопрос отличия людей друг от друга был актуален всегда. На этой почве было построено огромное количество разнородных концепций и учений, в стремлении постичь истинную классификацию количество идейных споров всё более и более возрастало, а впоследствии традиционные христианские утверждения о всеобщем равенстве и вовсе не вызывали должного внимания в широких кругах. Порождались радикальные теории.

Одним из приверженцев таких теорий является герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Раскольников предстает перед читателем в образе обедневшего студента, проживающего не в самом благополучном районе Петербурга, где царят нищета, пошлость и пьянство, а приоритетной ценностью над всеми остальными является кабак.

Его жалкая съемная коморка всем своим видом вызывает ассоциации с гробом, обитым желтым потускневшим ситцем. Эта обстановка, безусловно, губит, притесняет и разрушает разум студента, но другого выбора у него нет. Данная тенденция, кстати, характерна практически для всех персонажей романа. Именно грязные стены мрачного Петербурга во многом способствуют крайним индивидуалистическим мыслям главного героя, которые в дальнейшем повлекут за собой ужаснейшее воплощение.

По мнению Раскольникова, «…все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании, <…> а необыкновенные имеют право делать всякие преступления, всячески переступать закон…». К «необыкновенным» людям Родион относит Ликурга, Солона, Магомета, Ньютона, но больше всех прочих восхищается Наполеоном. Человек «право имеющий» может ради общественного блага совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, отстраняться от конвенциональных принципов и воплощать свои. Эти люди, исходя из теории, по своей природе не должны испытывать чувств сожаления за содеянное. Обосновывается это тем, что цель в данных случаях во многом оправдывает средство.

Раскольников, находясь за чертой бедности и предвидя сотни разрушенных судеб таких же обедневших лиц, как и он сам, возлагает эту благую миссию на себя и причисляет себя к «избранным». Это мнимое самовнушение побуждает героя пойти на крайние меры: Родион планирует убийство одинокой старухи процентщицы, владеющей огромным имуществом и олицетворяющей символ никчемной жизни.

С этого момента героя начинают охватывать внутренние терзания. Еще до совершения преступления Раскольников чувствует себя не привычным образом: он плохо питается, практически ни с кем не общается, большую часть времени проводит в размышлениях наедине с собой; его охватывает состояние апатии. Накануне он видит сон о лошади, которую бездушно забивает насмерть пьяная толпа. Но Родион твердо убежден в своей правоте и отметает все «посторонние» мысли прочь.

Но вот он приходит к старушке с топором в пальто и полностью выходит из себя: его сердце бешено колотится, голос дрожит и прерывается, а действительность кажется сновидением. Совершенное убийство становится событием, которое поделит мир Раскольникова на «до» и «после». Душевные терзания, сны и осознания собственной слабости и несостоятельности, которые убивают героя с каждым днём — такое наказание становится страшнее любой каторги, которая грозит Родиону. Раскольников понимает, что никакой он не Наполеон, «…настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры…» и при этом не испытывает и сотой части страданий, что испытал Родион Раскольников после убийства жалкой процентщицы. «Я не старушонку убил… я себя убил…» — говорит главный герой.

Я считаю, что Раскольникова нельзя однозначно называть страдальцем за человечество. Страдалец — бесспорно, но за человечество ли? С одной стороны, Родион с самого начала искренне желал действовать лишь из благих помыслов, ведь первоначальным оправданием убийства старушонки было спасение бедных студентов за счет ее имущества. Но с другой стороны, кошелек, изъятый у старухи, он даже не открывал и, пребывая в состоянии лихорадки, спрятал под камень в одном из дворов Петербурга. Эти цели никак не были воплощены в реальность а, следовательно, и «блага», это убийство в данном случае никакого не принесло. Поэтому эту характеристику для Родиона я полагаю считать не совсем правильной.

Таким образом, в моем понимании образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — это образ молодого человека, который, пытаясь установить справедливость в обществе, стал жертвой собственной теории. Я думаю, что Родион — это неудавшийся Наполеон.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.