Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Противоречивость характера Раскольникова: «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Парадоксально, что Раскольников приходит к преступлению именно через острое восприятие социальных проблем. В завязке романа он ненароком слышит разговор офицера со студентом, в котором тот довольно точно сформулировал идею Родиона: «…Убей её [старуху] и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

Раскольников и правда не представляет, по какой причине так происходит. Почему кроткая и чистая Соня должна, спасая родных от голодной смерти, торговать своим телом, в то время как пустая и ненужная стервозная старуха жирует?

Противоречивость характера Раскольникова заключается именно в конфликте социального и антисоциального, ведь он руководствуется не только желанием помочь бедствующим и в том числе своей семье.

В своей статье «О преступлении» он описывает созданную им теорию во всемирном общечеловеческом и историческом масштабе. Подразделяя человечество на «гениев» и «муравейник», он подтверждает это примерами таких исторических личностей, как Наполеон, Магомет и Солон, которые «все до единого были преступники».

Вновь происходит у Раскольникова внутренняя борьба между желанием достичь благополучия общества и преступными способами достижения этой цели. Выявив такое противоречие в его взглядах, можно прийти к проблеме антиномии, т. е. противоречия между исключающими друг друга утверждениями, которые в равной степени логично доказаны. О Раскольникове с одинаковой уверенностью можно сказать, исходя из текста, и что он жестокий «убивец» не только старухи, но и её сестры, и что он обладающий большим сердцем и сочувствующий бедствующим людям человек. Подобной антиномией в произведении стала Софья — проститутка, в любую свободную секунду обращающаяся к Библии и находящая в Боге утешение и спасение. Раскольников и Мармеладова кажутся схожими — они оба преступники, хоть Соня лишь по соображениям морали, а Родион в рамках закона, однако их личный разговор обнаруживает их радикальную противоположность в плане характера. Ведь главного героя приводит к преступлению крайняя степень уверенность в своей правоте, гордость, тогда как Соня приходит к греху через самопожертвование, и каждый из них стремится доказать свою правду.

Любовь Раскольникова к Соне проходит тяжкое испытание — его признание девушке в убийстве. В одно мгновение в нем просыпается «неожиданное ощущение какой-то ненависти к Соне». Здесь развивается популярный в творчестве Достоевского мотив любви и ненависти. Их противостояние — ещё одно противоречие, раскрывающееся в характере Раскольникова.

Он отстраняется от Сони и на каторге, когда она все свои силы отдает на помощь Родиону и другим каторжникам, следуя христианской идеологии. Ясно видно соотношение образа Сони с библейским образом Марии Магдалины, за которую заступился Иисус.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.