|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Сравнительный анализ «Палаты №6» и «Дома с Мезонином» (Чехов А. П.)Рассказ Чехова «Палата №6» был написан во времена наибольшей цензуры в Российской Империи. И именно это тема становится сквозной для сюжета данного произведения. Автор обличает духовную бедность, пошлость и рабскую психологию русской действительности. Чтобы отразить эти аспекты русского быта более точно, Чехов использует такое направление как Критический реализм. Некоторые особенности проявляются очень ярко. Например, повышенное внимание к деталям, перетекающее в некий символизм. Большую роль такого символа играет сама психиатрическая палата, играя роль России. Жители города — сплетники и безумцы, определяющие степень безумства у вполне здоровых, но неугодных им людей, по моему мнению, являются олицетворением власти.
Наибольшее внимание Чехов в этом рассказе так же уделяет психическому состоянию героев, их характере, атмосфере, как проекции действительности. Это так же является особенностью критического реализма.
2. Рассказ «Дом с мезонином», как я считаю, основан на идейном споре, переплетающейся с идеей значимости любви и мечт. Чехов очень часто в своих произведениях придаёт большое значение высокодуховным чувствам, в особенности любви. Герой данного рассказа повествует о том, как из состояния одиночества и ненужности он переходит в состояние любви и счастья, но вскоре теряет их и возвращается в ту же начальную точку. То есть влюблённость для героя — лишь побег из серой реальности и собственных переживаний. Любовь приходит к рассказчику так же быстро, как и уходит, она мимолётна и практически незаметна, но имеет большое влияние на состояние художника. Подобная тема несостоявшегося счастья переплетается с такими произведениями Чехова как «О любви» и «Дама с собачкой».
В тему любви как бы «вложена» тема спора героев о типе отношения к жизни. И дело даже не в идеях, которые проповедую герои, а в их стремлении доказать свою абсолютную правоту. Противопоставление идеи мечтательной утопии со стороны художника и идея «малых дел» со стороны Лиды.
Именно фанатичная вовлечённость в собственные идеи, неспособность слушать друг-друга, по моему мнению, становится причиной несостоявшейся любви героев.
3. В основе сюжетов двух произведений Чехова «Палата №6» и «Дом с мезонином» стоит идейный диалогический конфликт. Здесь сопоставляются споры Громова и Рагина, а также Художника и Лидии. Темами обоих споров являются некие повседневные конфликты, мировоззренческие взгляды героев. Например, противопоставление Громова и Рагина состоит в разном понимании героев смысла страданий. Со стороны Громова — протест и несогласие с происходящим вокруг, «страдание может понять только тот, кто сам его испытывал». Со стороны Рагина — полнейшее смирение с ситуацией и приземлённое понятие о зле и беспорядках.
В споре Художника и Лидии просматривается тема возвышенности и реальных дел. Художник является сторонником освобождения народа от тяжёлого труда, о каких-то великих делах со стороны «невидимой стороны». Лидия же считает, что народу помогать нужно простыми и реальными делами.
В обоих спорах мы видим две противоположные точки зрения: о значимости возвышенного, и о реалистичности происходящего. В таком идеологическом споре мы не видим чётко точки зрения автора, никто из героев не остается прав, но каждый несёт какую-то собственную идеологию Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Фомина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|