Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя? (ЕГЭ по литературе)

Двадцатый век был переломным в истории России: старая жизнь уходила в прошлое и близилась новая, обещающая большие перемены в устройстве страны. Именно в этот период Чехов создал "Вишнёвый сад", в котором поднял важный вопрос о том, каким же будет будущее его родины. Автор определил жанр произведения как комедия, однако, обстоятельства и действующие лица пьесы даются в трагикомическом освещении. Следуя принципам реализма, Чехов изображает художественный мир неоднозначным и многоплановым, чтобы приблизить его к действительности.

В система образов "Вишнёвого сада" нет разделения на положительных и отрицательных героев, но действующие лица пьесы можно разделить на три группы: старое поколение, нынешнее и молодое.

Представителя старой эпохи (Любовь Раневская, Леонид Гаев, Фирс) неразрывно связаны с прошлым и стать частью грядущего им не суждено, поскольку в России век дворянства и крепостничества . Автор даёт неоднозначную характеристику героям "минувшего века" и раскрывает их образы многосторонне. Так, например, в репликах Лопахина часто звучат нежные эпитеты по отношению к Раневской ("хороший она человек", "легкий простой"), что подчеркивает положительные черты героини. Однако описание жизни Раневской в Париже, где растратила всё своё состояние, нарушают "идеальность" её образа. Кроме этого, старое поколение связано с мотивом воспоминаний (ностальгия Раневской и Гаева о детстве, родителях; упоминания Фирса о "барине" и о крепостной жизни), что также подчеркивает их отстраненность от будущего. Автор также считает, что крепостное право и сословные разделения должны навсегда остаться позади. Отношение Чехова к старой эпохи отражено и в финале произведения в символическом "стуке топора", указывающем на то, что старая жизнь уходит вместе с вишнёвым садом, который не смогли спасти ни Раневская, ни Гаев.

Представитель нынешней эпохи (Ермолай Лопахин) не приведёт Россию к светлому будущему, как и старое поколение, поскольку в нём нет духовного начала, а без него в стране снова настанут жестокие времена. Образ Лопахина противопоставлен представителям уходящей эпохи: в отличие от непрактичных

дворян он прагматик, деловой человек, собственным трудом выбившийся из "мужиков". Но второстепенный персонаж, Симеонов-Пищик, "оттеняет" отрицательные черты купца, которые на первый взгляд кажутся незаметным. Двух героев связывает мотив постоянного движения, каждый из них постоянно куда-то торопится, но либо опаздывает, либо засыпает. Кроме этого, Ермолай Алексеевич лишен дворянской сентиментальности, поэтому понять ценность вишнёвого сада, символизирующего красоту и одухотворенность, он не способен. "Пошлый" план Лопахина оказался действеннее, нежели надежды Раневской и Гаева на божью помощь, что доказывает кульминация произведения (вишнёвый сад куплен купцом на торгах). Ермолай Алексеевич понимает, что в настоящем нет места прошлому, поэтому герой вырубает сад и вместе с ним уничтожает старую жизнь. А. П. Чехов считает, что будущее страны опасно отдавать в руки прагматиков, подобных Лопахину, для которых выгода превыше всего. Проблема нынешнего поколения, по мнению автора состоит в том, что они способны только приспособиться к жизненным обстоятельствам, не изменить их к лучшему. Так кто же изменить жизнь в России к лучшему? В чьих же руках будущее страны?

Вся надежда остаётся на молодое поколение (Петя Трофимов и Аня), полное амбиций, мечтаний о светлом будущем, но отдаленное от действительности. Аня, младшая дочь Раневской, слишком молода и не понимает материнских переживаний и многое другое в жизни. У неё нет собственного мнения о том, какой должна быть новая России, ведь к решению оставить вишнёвый сад в прошлом девушка приходит, лишь воодушевившись громкими словами Пети Трофимова. "Вся Россия — наш сад", — утверждает студент Трофимов, считающий, что ошибки прошлого и настоящего времени необходимо исправить. Монологи героя снабжены возвышенной лексикой, однако, серьёзными действиями они не сопровождаются (за всю пьесу Петя только падает с лестницы и ищет свои калоши). Автор использует перифраз и называет Петю то "облезлым барином", то "вечным студентом", что также указывает на его "неидеальность". А. П. Чехов не знал, каким будет будущее страны, поэтому образ молодого поколения лишён конкретики (с одной стороны, они мечтают сделать будущее страны светлым, с другой стороны, герои не имеют чёткого представления о том, как исправить ошибки прошлого и настоящего).

Таким образом, А. П. Чехов не идеализирует героев комедии. Автор изображает как отрицательные, так и положительные черты трёх поколений, что делает пьесу максимально приближенной к действительности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.