Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя? (ЕГЭ по литературе)

А. П. Чехова волновала судьба России, его Родины, накануне социальных перемен, ощущаемых обществом. В пьесе «Вишневый сад» писатель выразил свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее страны через отношение к вишневому саду (символу России) персонажей, отражающих свою историческую эпоху.

Образы Раневской и Гаева олицетворяют прошлое – отжившее, неприспособленное сословие дворян. Гаеву и Раневской чужда корысть: они наотрез отказываются уничтожать прекрасный вишневый сад и продавать под землю дачникам («Дача и дачники – это так пошло, простите», - отвечает Раневская на предложение Лопахина). Они ценят чувства, восхищаются красотой природы. Им свойственна детскость восприятия: Любовь Андреевна не считает деньги, Леонид Андреевич без Фирса не может ни одеться, ни лечь спать.

Неудивительно, что время Гаевых и Раневских прошло – их интеллигентность и беззаботность порождают эгоизм и неприспособленность к трудностям. Любовь Андреевна, бросая дочерей, забирает последние деньги и возвращается в Париж к человеку, который практически обобрал ее. Леонид Андреевич объявляет себя «спасителем» имения, но в действительности ничего не предпринимает; забывает о своем преданном слуге Фирсе, оставляя его умирать в закрытом доме. На примере Гаева и Раневской Чехов показывает, что сословие дворян живет воспоминаниями о прошлом, говорит о прекрасной старой жизни, но, вместо того чтобы попытаться что-то изменить, пускает все на самотек.

Представителем Новой России становится купец Ермолай Лопахин. Лопахин – человек, сделавший себя сам (его дед был крепостным, отец - лавочником). В Ермолае Чехов подчеркивает деятельное начало: труд для героя становится не только способом заработать, но и образом жизни («Я все болтался с вами, замучился без дела»). Лопахин не лишен и нравственности: по словам Пети Трофимова, у него «тонкая, нежная душа»; он помнит доброту Раневской и искренне пытается ей помочь решить проблему с имением; дает в долг Симеонову-Пищику и Раневской. Однако тонкость чувств у Ермолая сочетается с выгодой собственника. Герой во всем ищет практический расчет, о чем говорит его отношение к саду: он смотрит на него не как на красивое место, а как на источник дохода, после покупки и вовсе вырубает его. С помощью образа Лопахина Чехов показывает читателю, что если представителем дворянства не хватает чувства реальности и практичности, то материалистам, подобным Ермолаю, – созидания и чуткости. По мнению автора, Лопахин – «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути».

Будущее в пьесе представлено в образах Пети Трофимова и Ани Раневской. Петя красиво рассуждает о благе человечества, призывает к действию, однако сам не знает, что ждет его, ведь его речи расходятся с его действиями, он пустослов. «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно…», - говорит Любовь Андреевна «вечному студенту». Он не признает прошлое, не находит места в настоящем, но искренне верит, что найдет себя в будущем: «Я предчувствую счастье… я уже вижу его». Так или иначе, Петя своими речами о несправедливости жизни, призывами к свободной жизни и защите человеческого достоинства содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира.

Однако дочь Любови Андреевны во многом близка с матерью. Девушка так же беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью, питает любовь к красивому слову. Она привыкла жить беззаботно, не думая о завтрашнем дне. Тем не менее эти черты характера не мешают Ане порвать со старым жизненным укладом, ее взгляды остаются наивными, но она находит в себе силы навсегда попрощаться с прошлым, вырастить новый сад. Аня и Петя, покидая дом, восклицают: «Прощай, старая жизнь!», «Здравствуй, новая жизнь!»

Таким образом, в комедии нельзя выделить «идеального» героя, потому что представители всех трех поколений, образы которых представлены Чеховым, по мнению автора, несостоятельны. Главная причина несостоятельности заключается в неумении слушать друг друга: в пьесе автор обращает внимание на то, что представители прошлого, настоящего и будущего существуют по отдельности и выясняют отношения между собой, закрывая глаза на собственные недостатки и не замечая достоинств других. Через созданные образы героев Чехов показал лучшие и худшие черты представителей каждой исторической эпохи и не нашел никого из них достойным взять в свои руки будущее страны.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.