|
Основная мысль романа «Преступление и наказание» Соня и Раскольников (Достоевский Ф. М.)Свой первый визит к Соне Раскольников делает сразу же после того, как оставляет мать и сестру, и перед тем, как пойти в отделение пристава судебных дел - Порфирию Петровичу. Эпизод вводится именно в это место, так как Раскольников, решивший, что им содеянное уже окончательно раскрыто, готовится к задержанию, к тому, чтобы идти по этой трудной дороге. Зная, что даже родные не смогут понять его, он избирает себе в спутники Соню. К тому же, он настолько истерзал себя, что ему просто нужно было излить душу, а Соня прекрасно подходила для этого. Между героями состоится разговор. Раскольников говорит Соне о ее судьбе и всего ее семейства, пытаясь вразумить ей "не по - детски плакать и кричать, а рассудить серьезно и прямо" и просит ее "пойти вместе по одной дороге, к одной цели". В этом эпизоде герои ведут себя очень эмоционально, что показано с помощью изобразительно - выразительных средств. При этом их эмоциональный фон постоянно меняется, что хорошо можно отследить. Условно 4 главу 4 части можно разделить на пять частей. Описание комнаты дает представление об омерзительности и отвратительности условий проживания, о том, как Соня "живет в этой грязи, которую так ненавидит". Становится понятно, что она ставит на первое место далеко не свои интересы, и удивительнее, как она, живя в таком ужасе, не поддавалась влиянию этой среды. Во - вторых, разговор о Катерине Ивановне. Несмотря на то, что та била Соню и толкнула ее на путь к разврату, она искренне говорит о ней и защищает ее перед Раскольниковым: "А хоть бы и била, так что ж! Ну так что ж? Вы ничего, ничего не знаете... Это такая несчастная, ах, какая несчастная! И больная... Она справедливости ищет... Она чистая". Соня проговаривает это " точно в отчаянии, волнуясь и страдая, и ломая руки /ненасытимое сострадание изобразилось вдруг во всех чертах лица ее / она взволновалась и даже раздражилась" - выражают ее готовность на все ради семьи. В этом разговоре Раскольников также переменчив: сначала он говорит "тихим и ласковым голосом", но затем "отрывисто, и выражение лица его, и звук голоса опять вдруг переменились/сказал с горькою решает, что она помешанная, полусумасшедшая. Эти понятия были для него равнозначны вере в чудо, в Бога, и он убеждается в этом за чтением "Воскрешение Лазаря". Настоящее же спасение Сони было действительно в вере, и именно теперь, именно ему она хотела прочесть, преодолевая страх и колебания. Здесь Соня меняется чуть ли не ежеминутно: поначалу она ведет себя испуганно и словно обессилена: "Соня все колебалась. В конце чтения "она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке",«И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания." В Раскольникове же выражалась полная противоположность: "угрюмо продолжал /продолжал с жесткой усмешкой/грубее и раздражительнее настаивал".В - пятых, просьба Раскольникова. В конце главы он делает очень важный шаг, который затем окажется судьбоносным: "Я сегодня родных бросил, — сказал он, — мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там всё разорвал. — У меня теперь одна ты — Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!". Самой значимой частью эпизода является четвертая, она раскрывает основную мысль романа. Эта часть заканчивается строками "Убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением великой книги...". Ведь, находясь наравне, оба героя находят разные пути спасения от окружающего их ужаса: Соня - в вере, Раскольников - в теории. И в итоге истинным спасением оказывается путь Сони. Ф.М. Достоевский считал: "Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного". Сам роман является призывом автора против революционеров, призывающих Русь "к топору". Обновлено: Опубликовал(а): Marie Samarskaya Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|