|
Раскольников и Соня Мармеладова в произведении «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Раскольников и здесь пытается заниматься самообманом: Соня договаривает за него самые страшные слова, разоблачает перед ним его собственные замыслы. Достоевский показывает, как после двойного убийства – ведь ему пришлось убить и невольную свидетельницу Лизавету, беременную сестру старухи-процентщицы, - Раскольников шаг за шагом приближается к раскаянию и духовному возрождению. Трагизм Раскольникова подчеркивается «мрачным ощущением мучительного, бесконечного уединения и отчуждения». Жизнь доказывает, что Раскольников – просто человек и никаких особых «прав» не имеет. Достоевский проводит его не только через преступление – через множество ежедневных испытаний. И вовсе не раскаяние в содеянном толкает Раскольникова на признание. Он в отчаянии от того, что моральные последствия убийства оказались выше его сил. Он не способен вынести ни нравственных мук, ни боязни разоблачения, ни страстного желания – которое он сам же подавляет – предать себя правосудию, чтобы разом покончить с этими страданиями. А раз нет сил выносить последствий, стало быть, и убивать не имел права – таков приговор героя самому себе. Эксперимент завершен. Раскольников, в отличии от Базарова, проводил свой опыт не на лягушках – на людях. Нет у человека права на такие эксперименты, ни у кого нет. До обобщений Раскольникову далеко, но о себе самом он все понял: «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» - восклицает он. Удивительный подвиг самопожертвования потрясает Раскольникова. Он, еще недавно мнивший себя Наполеоном, в эмоциональном порыве кланяется Соне в ноги. «Я не тебе поклонился, - говорит он ей, - я всему страданию человеческому поклонился». Обращаясь к Соне, он пытается услышать от нее слова сочувствия, но его ждет самый беспощадный и мгновенный приговор. На протяжении всего романа Раскольников то отгораживается от человечества, то устремляется к нему. Предметный мир романа полон дверей, замков, засовов... Раскольников то открывает двери, то судо¬рожно их захлопывает, словно символически отрезая себя от других людей. Одна дверь оказалась для него спасительной: дверь в комнату семейства Мармеладовых. Несчастья и бедность преследуют эту се¬мью. Гибнет спившийся Мармеладов-отец. В порыве доброты Рас-кольников отдаёт вдове Катерине Ивановне все деньги. Семья с ма¬ленькими ребятишками выживает лишь благодаря позорному про¬мыслу дочери Мармеладова, продающей себя ради семьи отца. Со встречи с Соней начинается внутреннее восстановление Раскольни¬кова. От бездушной арифметики он наконец переходит к постепенно¬му осознанию чудовищности своего преступления. Соня подсозна¬тельно чувствует, что Раскольников оторвался от людей, он может остаться навсегда одиноким. Лишь один выход она может указать Раскольникову — «страдание принять и искупить себя им». Принятие страдания начинается для Раскольникова с публичного раскаяния. Женские образы очень важны в романах Достоевского. Часто именно женщины становятся для его героев как поводом к озлобле¬нию, так и источником умиротворения. Во всяком случае, сестра Рас¬кольникова фактически повторяет ему слова Сони. Диалог между ни¬ми имеет принципиальное значение для Раскольникова, когда он всё-таки принимает решение отдаться в руки правосудия.
Дело даже не в том, что следователь Порфирий Петрович, опыт¬ный криминалист-психолог, уже давно его разоблачил, и не в том, что другой человек признался в его, Раскольникова, преступлении и го¬тов понести незаслуженное наказание. Это наказание было бы воз¬можно в суде присяжных, для Достоевского - «неправедном», ибо для него существовал только Высший суд. Раскольников принимает реше¬ние, потому что жизнь его неизбежно изменится, и он не в силах больше ждать, когда же именно произойдёт неизбежное. Раскаяния он не чувствует, наоборот, «я не знаю, для чего я иду предавать се¬бя», — говорит сестре
Но нет нравственного возрождения без раскаяния. Поэтому и на ка¬торгу Раскольников отправляется с сознанием полного краха, безнадёж¬но загубленной жизни. А ведь ещё недавно Разумихин говорил о нём: «...ужасно высоко себя ценит». Возможно, следы этой прежней надмен¬ности, гордыни и отвращали от него других каторжан. Они отверну¬лись от него, относились к нему жестоко и порой враждебно.
Источник его спасения — любовь Сони, которая пошла за ним. Мы уже говорили, что для Достоевского нет безгрешных людей. Настоя¬щим праведником писатель считал согрешившего и раскаявшегося че¬ловека.
Соня — это безгрешная грешница, блудница, пожертвовавшая со¬бой ради спасения своих ближних. Она стала проституткой даже не ради своих сестёр — ради детей новой жены своего отца-пьяницы. Именно в ней, искупившей свой грех спасением других людей, и за¬ключён источник спасения души Раскольникова. Обновлено: Опубликовал(а): watermelon Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|