|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Испытание любовью по произведениям М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Итоговое сочинение (декабрьское))Любовь сама по себе уже испытание, которое способны преодолеть не многие. В конечном итоге она либо губит, либо спасает человека. Некоторые посчитают за счастье хоть раз почувствовать на себе её присутствие, а другие при любой возможности убегают, не желая сталкиваться с подобной «слабостью». Но вот в чем парадокс, именно те, кто противится этому чувству, окунаются в него с головой. Судьба пытается им доказать, что даже самый сильный и независимый человек склонит перед ней голову. Казалось бы, разве может такое быть, чтобы ярый приверженец нигилизма Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», отрицавший все не объяснимые наукой порывы, признался не только себе, но и прекрасной особе, что он полюбил… «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно...». В это мгновение его будто поразили стрелой , он пал ниц, проиграл, был повержен тем, чего по его мнению не существует. Легко ли ему было принять эту правду, что так глубоко ранила, особенно после того, как сама Одинцова взяла себя в руки и с удивительной холодностью отреагировала на такое пылкое заявление, показав свое превосходство? Она устояла, а он нет. Проиграть женщине было для Базарова ужасным наказанием, ведь он сделал первый шаг, переступил через свои жизненные принципы, которые прежде были важнее всего остального. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Так говорил он раньше, до того, как его сердце стало оживать. Тонкий мир внутренних переживаний был ему чужд, он надменно говорил о пустоте тех слов, которые не обозначают никакого видимого предмета или явления. Это очередной раз доказывает то, что Базаров личным опытом опроверг собственную же теорию, его изменила любовь, не подчиняющаяся наукам, но берущая верх и над самыми передовыми и непреступными людьми во вселенной. Евгений Базаров уникален. Он проиграл, любовь же вышла из этой игры победительницей. Но как Базаров ушел?! Оставив за собой море воспоминаний и неразгаданных вопросов. Все о нём говорили, все о нём думали, не переставая. Он ушел с гордо поднятой головой, навсегда изменив свое отношение к некоторым вещам и сохранив чувство достоинства. Стоя на финише своего жизненного пути, лежа в полусознательном состоянии, Базаров всё-таки успел получить то, за что стоит заплатить самую высокую цену, за проявление ответной любви. «А ты пошли нарочного к Одинцовой, Анне Сергеевне, тут есть такая помещица... Знаешь?». Он не ошибся, пригласив эту даму, она его не огорчила, наоборот успокоила, а узнав о случившемся несчастье, немедленно приехала. Она его любила, хоть и не говорила этого, но Базаров видел истину. Анна Сергеевна подарила ему спокойствие перед смертью, он прочитал в её глазах боль утраты, боль по-настоящему любящей женщины. Пусть Евгений Базаров и не прошел испытание любовью, но он пережил те моменты сомнений, терзаний, убедился в существовании чего-то необъяснимого, понял, что другие люди, его любившие, испытывали то же самое непонятное, томительное и вместе с тем такое приятное чувство. Не важно, что это случилось в последние часы жизни, главное, что любовь стала кроме испытания еще и наградой для души. Она позволила напоследок увидеть, что не зря Базаров пошел на это, игра стоила свеч, он любил, и его любили. Теперь Евгений видел все, и может оставить этот мир. Иной исход наблюдается в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. В этом случае испытуемым стал Григорий Печорин, молодой офицер и аристократ. Судьба его была не менее трагична и жестока, ему суждено было погибнуть от душевных мук, которые уничтожали его потихоньку каждый день. Григорий Александрович любил почти всех женщин, с которые имел когда-либо дело, он находил их прекрасными. «Первое мое удовольствие — … подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви». Молодому человеку было приятно видеть, как за него сражаются представительницы прекрасного пола, как кидают на него огненные взгляды, преисполненные желания быть единственной, кого он полюбит. Удивительно, но самую большую долю любви Печорина получила та, которая этого и не хотела. Хотя чему тут удивляться, вся жизнь офицера была противоречива, а значит и то, что в ней происходило, не подчинялось законам логики. Бэла была ему по нраву, такая гордая, сильная джанечка, сумевшая завладеть сердцем Печорина одним лишь своим появлением. Если бы не пылкий нрав мужчины, не смогло бы это чувство разгореться ярким пламенем. Григорий Александрович был поражен ее красотой, блеском очей, что уже было для него поводом к завладению девушкой, и он на это решился почти сразу. Бэла была выкрадена. С того самого момента, как он привел черкешенку в свой дом, и началось испытание, самое трудное из всех, которые он когда-либо проходил. «Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной». Это высказывание Печорина прежде всего относится к его супруге. Всякий раз, когда муж отправлялся на охоту, или по иным важным для него делам, она ждала его дома, не находила себе места, потому что не только любила, переживала за его жизнь, но и мучилась над мыслью любит ли он её также сильно. «Я вчера целый день думала, – отвечала она сквозь слезы, — придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит». При жизни Бэла так и не узнала ответ на этот вопрос, Григорий Александрович не подавал виду, что так же сильно беспокоится о ней, что готов пожертвовать всем ради её счастья. «Теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими». И он был любим, как и хотел того. В этом произведении мы видим несколько иную трактовку испытания любовью: герой не борется со своими чувствами, не побеждает и не проигрывает, он теряет источник ответной любви, который и был для него составляющей в некотором смысле счастья. Это будет скорее не поражение, а признание своей беспомощности, потому что он не смог уберечь свою любовь, ту, что хранила его дом и теплое отношение к самому Печорину. «Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла». После этого Печорин уже никогда не будет прежним, он опустил руки, потерял часть себя, ведь теперь у него нет той, которая всегда была бы рядом. Ему достаточно было знать, что Бэла его, вот только он не понял, что любовь девушки отличается от чувств других. За это он и был наказан, потому что не сумел увидеть и оценить по достоинству чистых и невинных намерений своей джанечки. «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось, рано или поздно…». Вот то момент, признание того, что Печорин не достоин такой чести, ему не хватает постоянства, искренней любовной привязанности. Его чувства уступают по силе слабой априори Бэле. Нет, это не могло длиться вечно, должен был прийти конец той неопределенности, и он настал. Печорина испытали любовью девушки, что оказалась слишком велика для него. Герои романов, о которых шла речь, в разных условиях столкнулись с преградой, которую нужно было обойти, не задев. Но оба не справились, видно, женщины все же сильнее и крепче по духу, нежели мужчины, они выходят из этого боя, в котором хоть и не участвуют, но напрямую влияют на его исход, с прежними своими мыслями. Можно сделать вывод, что испытание любовью пока еще слишком трудно, а ответственность за него настолько велика, что за каждую неудачу нужно платить непомерную цену. Да, высоко ценится знание истины… Обновлено: Опубликовал(а): Varan13 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|