|
Анализ образа Бэлы (Лермонтов М. Ю.)Главным замыслом романа Лермонтов считал изображение сложного и противоречивого характера главного героя. Качества Григория Александровича проявляются при взаимодействии с другими людьми, при описании его мыслей и чувств, среди которых особое место занимает любовь. И первая привязанность Печорина, которую мы встречаем в произведении, обращена к Бэле. Шестнадцатилетняя черкешенка отличается удивительной красотой, которая с первого взгляда пленяет русского офицера. Она умеет хорошо петь, танцевать, вышивать — именно этому учат девушек на Кавказе. «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу», — такое описание даёт ей Максим Максимыч. Живость и глубина пронзительных глаз говорят о таких же качествах души девушки. Она способна на широкие чувства. Будто бы стараясь найти близкого для себя человека, Бэла пристально всматривается в душу каждого. Её глаза могут замечать то, что не поддаётся словам и что не всегда можно ощутить сердцем. В глубине их скрыты колыхания большой непознанной души. Конечно, нельзя говорить о том, что внутренний мир дикарки сложен и запутан, скорее, наоборот — отдавшись чувству любви, она не находит в нём места для чего-либо другого. Бэла несколько раз сравнивается с горной серной. Действительно, пугливость, дикость и лёгкость этого животного так сходны с характером черкешенки. Бэла, как любая дочь горца, боязлива и стыдлива в соответствии со сложившимися обычаями и воспитаниями. Много лет она почти не выходит из дома, не видит ничего нового, но её душе хочется чего-то сильного и страстного, непохожего на то, что она видит изо дня в день. И вот она находит Печорина. Впервые мы видим её на свадьбе своей старшей сестры, когда она делает комплимент Печорину. Русский офицер видится молодой черкешенке «тополем» в «саду», где ему никогда не цвести. Запретный плод сладок, и Бэлу влечёт тот загадочный ореол, который окружает непохожего на других человека. Надо сказать, что поначалу и сам герой вспыхивает новым чувством при виде необыкновенной красоты южной девушки, которая тоже кажется ему необычной. Между ними проносится искра: в продолжение свадьбы они обмениваются взглядами. Григорий Александрович признаётся, что охладел к жизни, что ему всё наскучило, но Бэла поначалу пробудила его душу от сна и безразличия. Но душа эта неспособна так долго вынашивать изо дня в день одно и то же сильное чувство, и оно быстро слабеет. Сначала Бэла, украденная собственным братом ради красивой и резвой лошади, держится отчуждённо и строго. «Первые дни она молча гордо отталкивала подарки» — в её поведении читается не только правильность, но и своенравность, гордость и непокорность взращённой в горах красавицы. Она чувствует обиду за то, что Печорин выкрал её. Вместе с тем Бэла тоскует по родному дому, по родным, грустит о своей печальной судьбе быть насильно увезённой из дома на всю оставшуюся жизнь: «все грустила, напевала свои песни вполголоса» так, что вызывала жалость добродушного Максима Максимыча. Благопристойность Бэлы сломил новый порыв чувств – жалость к возлюбленному, страх за него, ощущение вины, нежелание потерять его — всё навалилось на неё сразу и так внезапно, что она не выдержала этого сложного наплыва. И, тем не менее, надо отдать должное её сильной, искренней, горячей любви. Сама Бэла «призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Не каждой девушке, особенно в горах, удаётся испытать такое сильное чувство и достичь такого безудержного и высшего во всех отношениях счастья, какое удалось ощутить Бэле в своей бедной судьбе. Между тем, милая черкешенка невежественна, необразованна, как все девушки, воспитываемые в аулах. Когда Печорин в разговоре с Бэлой задал риторический вопрос, «она посмотрела ему пристально в лицо, как будто пораженная этой новой мыслию», хотя размышление это было достаточно просто и очевидно. Черкешенка не способна к глубоким рассуждениям, её мысли не хватает ловкости. Но этот недостаток вполне заменяет бездонное сердце с чистыми и наивными чувствами. Душа дикарки проста, в ней не может уместиться много сложных переживаний. Новые привязанности заняли в ней всё место, вытеснив прежние: она не тоскует по дому, недолго печалится о смерти отца. Такие усложнённые чувства, как любовь к отчему дому, к малой родине, любовь к родителю не посещают её душу; она вспомнит о них только тогда, когда придёт пора умирать. Сейчас же в ней только всепоглощающая, беззаветная любовь к Печорину. С особым трепетом Максим Максимыч описывает увядание бедной девушки, терзающейся переменами в поведении Григория Александровича. Она начинает думать, узнаёт о существовании других чувств; в какой-то момент она с дерзостью и гордостью, с той непокорностью и своенравием, какие проявляла в первые дни пребывания у Печорина, заявляет, что готова вовсе уйти от возлюбленного. А ведь сначала Бэла почти умоляет Григория Александровича: «Конечно, я твоя раба — ты можешь меня принудить.». Как ни странно, но, несмотря на воспитание, на мировоззрение горцев, почитающим женщину прекрасным и почти бесправным существом, которым должен распоряжаться мужчина, она обладает чувством собственного достоинства. В ней есть эта горячая страсть к сопротивлению, к борьбе с несправедливостью, которая едва заметна в её словах. «Ага! <…> и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!» — думает Максим Максимыч, глядя на сверкающие глаза Бэлы, разглядевшие под Казбичем лошадь отца. Но появление Печорина делает черкешенку послушной и тихой. Он не услышал от неё ни одного упрёка, ни одного вопроса. Бэла боится потерять горячо любимого человека, который превратился в смысл её существования, и потому старается не показывать своей грусти. Смерть бедняжки мучительна и внезапна, но с какой-то стороны она даже спасает Бэлу от более страшной гибели, которую принесло бы ей расставание с Григорием Александровичем. Чем заняты её мысли перед кончиной? Наконец-то в сердце дикарки просыпаются тоска по семье и родине, которые последнее время заменяла ей любовь к Печорину. Но и о ней не забывает Бэла: «говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку». Теперь она не сдерживает своих переживаний и мыслей, и впервые Григорий Александрович слышит от неё укор. В ней борются любовь к христианину, который с другой будёт воссоединён на небе, и верность своей вере, культуре, обычаям. И побеждает последнее. Так ли ослабела её любовь к Печорину или так ли сильны в горцах самобытность и преданность родным порядкам, уважение к старине, впитываемое с молоком матери? Во всяком случае, любовь к Печорину была самой яркой частью жизни Бэлы, она была для девушки самой жизнью. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Воронцова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|