Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сказки для детей изрядного возраста (Салтыков-Щедрин М. Е.)

"Я — писатель, в этом моё призвание", — говорил Щедрин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — яркий представитель русской сатирики. Из его произведений широко известен сборник "Сказки для детей изрядного возраста". В него входит несколько произведений, представляющих собой сатирические сказки. Но это не совсем сказки, они не предназначены для развлечения. На это указывает название. "Изрядный возраст" показывает, что под читателями подразумеваются взрослые. Но слово "дети" подчеркивает, что автор надеется на проявление читателями некоторых детских черт: любознательность, наивность, непосредственность, готовность к переменам.

Прочитав сказки "Медведь на воеводстве" и "Премудрый пискарь", я заметила, что в костюме детских произведений прячутся серьезные размышления.

В первой сказке под животными ясно видятся обычные начальники, чиновники. Представлены три типа управленцев. Первый стремится увековечить свое имя любой ценой, даже через кровопролития. Второй не собирается совершать преступления и злодейства, но хочет создать иллюзию активной деятельности, поэтому публично грабит мужиков. Третий боится высунуть нос и влезть в дела, поэтому лишь получает жалованье, использует свое служебное положение. Все три медведя плохо закончили: Топтыгин первый остался майором навек, второй Топтыгин был убит мужиками, третий пойман охотниками. Этим показывается, что такие стратегии не оправдали себя. Автор освещает очень серьезную проблему, актуальную и сейчас — у власти состоят незаинтересованые в процветании подопечных, неумелые и неразбирающиеся в политике люди. Чтобы народ жил припеваючи, верхушку общества должны представлять достойные люди, действительно заслуживающие своё место. Также стоит обратить внимание на второстепенного, на первый взгляд, героя — Историю. Правители боятся её, поэтому она контролирует их. При этом герои так и не поняли, как же оставить в ней положительный след. М. Щедрин даёт возможность читателю самому найти ответ на этот очень важный и философский вопрос. В сказке широко представлены сатирические приёмы. Например, гипербола, иносказание, говорящие имена, повтор имён (Топтыгин). Гипербола в том, что все трое не добились успеха, в реальности даже бездарные личности, держащие бразды правления, часто достигают благополучия. Иносказание очевидно — герои не люди, а животные. Тут же представлены говорящие имена. Автор называет своих героев конкретными животными. Лев — царь зверей, логично поставить его наверх, но при этом всем он безграмотен и тоже преклоняется перед Историей. С Ослом всё понятно, это упрямый тугодум. Медведь — символ простоты, наивности, не заморачивается мелочами, идёт напрямик. Но медведям автор не даёт индивидуальные имена и фамилии, тем самым подчеркивая, что, несмотря на разные линии поведения, по своей сути они одинаковые.

Вторая сказка сильно заинтересовала меня, заставила задуматься о смысле жизни. В центре повествования пискарь, которые не живёт, а существует. Папа посоветовал ему, если он хочет жуировать жизнь, глядеть в оба, но ребёнок сделал это жизненной целью. Все его помыслы были сосредоточены на окружающих его опасностях. Но, буквально лежа на смертном одре, он начал вспоминать свою жизнь. А вспомнить-то нечего... И тут он понял, что был бесполезным, вся жизнь пронеслась перед глазами: "Какие были у него радости? Кого выручил? Кому он добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит?". Вопросы эти очень важные, но на все пришлось ответить: никому, никто... я считаю, что в этом произведении М. Салтыков хочет сказать, что свою жизнь надо прожить разнообразно, не замыкаться, принести пользу обществу. А если ты, как вот этот пескарь, всю жизнь просидел в норке и дрожал, то есть нет смысла ни тебе, ни окружающим, только хлеб даром ел.

Если вспомнить некоторые произведения М. Лермонтова, то можно увидеть некоторые сходства. При знакомстве с главным героем М. Салтыков упоминает, что этот пискарь был умеренно-либеральным, то есть делает отсылку к либералам. Во времена М. Лермонтова многие противники текущей политики прятались, берегли свою жизнью М. Лермонтов не одобрял это. Точно также и М. Щедрин считает, что взгляды не стоит держать в себе, если ты можешь принести какую-то пользу обществу, заставить его развиваться, то делай это! В этом произведении представлены те же приёмы, как и в первом. Иноскаказание — представление героев через животных. Гипербола-пискарь прожил сто с лишком лет. это в очередной раз подчёркивает, что, хотя он и прожил очень-очень много по сравнению с другими, но вспомнить правда было нечего. Другие пискари жили по несколько лет, но их жизнь была в разы богаче по шкале впечатлений, воспоминаний, чем его.

Итак, эти сказки — прекрасный пример того, что даже в несерьезных, как кажется вначале, произведениях может таиться глубокий смысл. Автор стремился, высмеяв пороки, задеть читателя за живое, показать ему, насколько глупы и негативны эти явления для общества. Очевидцы чтений М. Салтыковым-Щедриным его рассказов говорили: "Было что-то страшное в этом смехе, публика смеялась и чувствовала, как бич хлещет её самое". Так что автор достигал своей цели: люди понимали, что это не фантазия, а суровая реальность, ясно осознавали то, что творится вокруг. Сатира освещает вечные проблемы, помогает их осознать, понимание проблемы- ключ к успешному движению вперёд.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.