|
Вы здесь: Критика24.ру › Салтыков-Щедрин М. Е.
Анализ сказки «Богатырь» (Салтыков-Щедрин М. Е.)Название сказки и её зачин вызывает у читателя ожидание того, что главный герой — сильный, могучий, человек, помогающий народу и всегда готовый на помощь. Однако эта сказка Салтыкова-Щедрина далеко не об этом. Богатырь был рождён и воспитан Бабой Ягой, которая, когда он «с коломенскую версту вырос», отпустила сына «на все четыре стороны». Обладая огромной силой, Богатырь только наделал шуму, распугал зверей, переломал деревья и завалился спать в дупло дуба. В этом «подвиге» заключается его сходство с другими персонажами сказок Салтыкова-Щедрина: своими действиями (а точнее бездействием) герой, который как бы наделён силой влияния наносит обществу только вред. Главным последствием подвига Богатыря стал шум, который навёл страх и на «своих», и на «чужих». Под «своими» автор понимает низшие классы общества. Они боятся Богатыря «потому, что ежели не бояться, то каким образом жить?». Для них страх — способ выразить своё уважение, а значит завоевать благосклонное отношение Богатыря-царя. «Чужие» же — верховная власть, которая боится нападать на «своих», опасаясь расправы Богатыря: «Могущественная, должно быть, оная страна, в которой боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!» Этот всеобщий страх становится гарантией мира между двумя сторонами. Салтыков-Щедрин поднимает проблему слепой веры народа в «доброго царя», коим в сказке является Богатырь. За тысячу лет людишки пережили и междоусобицы, и засухи, и неурожаи, но Богатырь ни разу не помог им несмотря на всеобщие мольбы и надежды. Люди настолько привыкли к чьему-либо покровительству, что, будучи свободными, продолжают верить в появление могучего героя, который разрешит их проблемы. Пока народ молит: «Поспешай, Богатырь, поспешай!», «чужие» шепчут: «Спи, Богатырь, спи!» Если народ надеется на то, что царь «проснётся» и увидев весь ужас, ринется помогать простым людям, то верховная власть молится за беспробудный сон царя, чтобы оставаться безнаказанными за беспредел, который они сотворили. В этом заключается ирония двух данных реплик, так как надежды обеих сторон были напрасными — Богатырь давно сгнил в своём дупле. Это произведение, как и любая другая сказка, полно фольклорных мотивов: Богатырь — главный герой, народ и супостаты. Сюжеты многих былин построены на том, что однажды на народ нападает враг, но волшебным образом появляется Богатырь и всех спасает. В сказке Салтыкова-Щедрина происходит всё то же самое, вот только после криков народа о помощи совершается волшебство иного рода. «Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся». В этом предложении выражена не только основная идея, но и авторская позиция: Богатырь — беспомощный царь, собирательный образ самодержавия, которое необходимо свергнуть. Несмотря на своё высокое положение и возможности царь не способен ни на что-либо повлиять, ни что-либо изменить, а слепое покровительство ему приведёт только к беде. Обновлено: Опубликовал(а): Helen_Hugo Внимание! Спасибо за внимание.
|
|